Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 21

цветами и травой. Все вокруг идеально прозрачно и чисто, освобождено от всего случайного. Превосходный рисунок, сделанный Боттичелли к этой песне, напоминает «Примаверу», но картина еще ближе к образам Данте, чем иллюстрация. Матильда, как Флора в «Примавере», отбирала цвет от цветка, «которых там пестрела пелена», и подошла вплотную к самому поэту, тогда как на рисунке она изображена в отдалении, в позе правой грации. Данте говорит: «Открытый взор она мне подарила» — этого в рисунке нет, зато «открытый взор», единственный в «Примавере», дарит зрителю Флора. Матильда скользит «меж алыми и желтыми цветами», в «Примавере» самые яркие цветы красных оттенков находятся у ног Флоры. Цветы изменяются от прикосновения персонажей к земле, их порождающей, от образа их движения. Призрачные, волнообразные складки одежд Хлоры смыкаются с ломкими яркими концами одежд Флоры. В этом месте цветы исчезают и возникают снова, как едва мерцающие звездообразные точки, вторящие узору ткани одеяния Хлоры. Прозрачные, как у Хлоры, но более материальные ткани одежд граций образуют у ступней ног легкие крылышки, отчетливо видные и обладающие сильной метафорической выразительностью. Соответственно и цветы располагаются, как около Хлоры, но они более ярки. Цветы Венеры — это маленькие пяти-листники, соответствующие тонкому орнаменту ее платья и по форме и по цвету. Цветы у ног Меркурия вторят текучим линиям его фигуры, и их длинные стебли с листьями напоминают форму его сандалий с крыльями. Дальнейшее развитие пейзажа у Боттичелли пойдет по пути все большей лаконичности. Все внимание сосредоточится на человеке. Пейзаж приобретет у него черты «мифологических проформ» — скалы, моря, солнца. Исчезнет дыхание земли, исчезнут цветы и травы, гармонично сочетающиеся с красотой человека в «Примавере».

Приведенным анализом, конечно, не исчерпывается все богатство поэтики и пластики «Примаверы», Красота картины и богатство заключенной в ней «информации» — это многообразие самой жизни. Но реализм «Примаверы» особого рода. Это не героический реализм большого стиля, которого Боттичелли достиг в «Св. Августине» и который ставит его в ряд с Мазаччо, Мантеньей и Микеланджело. Реализм «Примаверы» по контрасту можно было бы назвать «лирическим», так как именно в лирике богатство связей человека и мира находит более непосредственное воплощение в особом строе языка, его особой гибкости и мелодичности, его личной окрашенности. Но дело здесь не в названии, а в том, что этот специфический реализм Боттичелли, с его необычайно тонкими пластическими нюансами, которые обнаруживаются в «Примавере», даст впоследствии такие шедевры, как «Рождение Венеры», «Венера и Марс», фрески виллы Лемми, «Благовещение» из Уффици и другие, которые, по сути дела, и определяют лицо мастера. Поэтому «Примавера» — это решающий этап в развитии Боттичелли, первое полное проявление стиля мастера.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.