Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 20

трактовке мужских и женских рук. Если в «Палладе и кентавре» он подчеркивает их контраст, то здесь, максимально сближая их формы, он все же дает нужные анатомические акценты. Это ясно заметно в поднятых"*? руках Меркурия и Наслаждения. Руки в сложных ракурсах и скрещениях приобретают и символический подтекст. Сплетения рук граций выражает единство их душ, мотив, использованный художником также в изображениях ангелов, окружающих мадонну. Кисти рук то превращаются в «Примавере» в раскрытые чашечки цветов, то напоминают листья на деревьях." Платье Флоры сплошь соткано из цветов, а окончания складок причудливы по форме, как листья. Тело напоминает жемчужину, пряди волос — ожерелье. Ее глаза — это драгоценные камни, губы — лепестки роз, а цветы — сгустки света. Все эти метафоры имеют пластическую природу. Боттичелли нигде не переходит границ, диктуемых природой материала.

Это ясно видно по тому, как трактованы в картине волосы. Альберти' ' советовал закручивать их как змеи или изображать наподобие веток дерева, направляя их в разные стороны.    Но изображение волос    имеет свои трудности для художника вследствие их неоформленности и особой фактуры. Боттичелли во многом следует капризам волос, считаясь с их природой как подлинный художник. В этом он решительно расходится с Альберти, опиравшимся на литературные источники. (Прически и тип волос у персонажей «Примаверы» индивидуальны: в отличие от длинных распущенных волос в «Рождении Венеры»" здесь они соответствуют модам того времени. Сочетание прямых и волнистых линий волос также соответствует их при-   ^ родным качествам. Яширо относит манеру^изображения волос у Боттичелли,.!; реализму-Дюреровского линейного типа, в противоположность «эффекту масс» у Леонардо. Поэтому вряд ли можно называть реалистичес-   ; ким лишь метод изображения Леонардо и противопоставлять его методу  Боттичелли, как чему-то отвлеченному.   

Известно, что Боттичелли, для того чтобы написать хороший нейдаж, советовал бросить на стену мокрую губку, и в образовавшихся пятнах и подтеках угадать искомые формы. Леонардо оспаривал Боттичелли, но и сам советовал всматриваться в разные пятна и плесень, так как они могут помочь воображению. Значит, дело не в принципе, который признают оба художника, а в разных способах использования этих пятен. Чтобы понять это утверждение Боттичелли, надо сравнить его пейзаж не с леонардов-ским, а с пейзажем его предшественников. Тогда станет ясна поэтичность пейзажа «Примаверы» и «топографическая», панорамная его трактовка у Поллайоло. Боттичелли изучал природу не менее внимательно, но он соотносил ее с человеком, акцентировал духовную значимость пейзажа. Эти тенденции можно встретить у Беллини и Мантеньи. Но у них преобладала эпичность. У Боттичелли — лиризескд^ппипдднятисть^пейзажа.

Данте (в XXVIII песне «"Чистилища») воспринимал пейзаж особым Духовным взором. В тенистом и живом лесу земля дышала со всех сторон
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.