Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 19

В построении фигурной композиции «Примаверы» Боттичелли предвосхищает Микеланджело, у которого нередко каждая последующая фигура, развивая движение предыдущей, выглядит как ступень от одного к другому (например, «Страшный суд»). Правда, у Боттичелли нет непреодолимой силы, которая, соотнося индивидуальное с бесконечностью, нивелировала бы его. Кватроченто слишком слабо чувствовало историю, чтобы раскрыть индивидуальное начало во всей его полноте, но в искусстве Боттичелли оно получает своеобразную интерпретацию. Он как бы припоминает облик изображенного — память синтезирует его черты, представляя их выпукло, отбрасывая случайное и в закономерности прошедшего отыскивая пути будущего. Поэтому Меркурий или грации не могут быть портретами Джулиано или Симонетты, это в известном смысле их «лики», передающие их духовные особенности.

Персонажи в «Примавере» погружены в созерцание, их взгляды скользят, не встречаясь друг с другом. В картине нет чистых изображений в фас или профиль, каждый образ воспринимается в избранном художником ракурсе. Каждому ракурсу соответствует поворот и наклон головы. Все это придает фигурам оттенок неустойчивости и меланхолической пассивности. Победа над земным временем требует усилия, духовного порыва, погружения в экстаз. Это чисто духовная победа, может быть, поэтому есть какая-то тревога в образах. Боттичелли недаром избегает четкой симметрии лица, придающей ему успокоенность, и в этом не похож на Леонардо, который советует проверять симметрию головы в зеркале, особенно оттеняющем всякую неправильность.

Особое значение имеет у Боттичелли шщк_рук, здесь он неподражаем. И потому вряд ли правильна мысль 31орелли дать схему рук Боттичелли, основываясь лишь на одной картине. Руки в картинах Боттичелли изменяются на протяжении его творческого пути. В предшествовавших «Примавере» портретах Боттичелли_искал: характер рук, не боялся брать сложные ракурсы, трудные для изображения. В «Примавере», в связи с замыслом картины, характерность и сложность изображений должна была уступить место большему единству. Руки не подчиняются психологии жеста, как в картинах Леонардо. Вместе с тем их нельзя вырвать из контекста картины — они являются объединяющим началом композиции, ее мелодией. Руки соотнесены со взглядами, с выражениями, с наклоном головы. Они не поясняют, не повторяют движения головы и тела, как это делает плохой актер, опасающийся сложного, противоречивого движения. Сближенности тел противостоит в «Примавере» удаленность рук и, наоборот, отстраняющему и испуганному жесту рук Хлоры — любовный взгляд Зефира и наклон его головы. Боттичелли несколько удлиняет руки или уменьшает их, если это необходимо. Микеланджело, в соответствии со своей задачей — символизировать могущество человека,— предпочитал изображать большие кисти рук.    Мастерство Боттичелли в «Примавере» сказалось в
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.