Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 18

Возрождении). Боттичелли достигает своих высот в просвечивающих драпировках, прообразом которых, видимо, были рисунки античных ваз. Альберти говорит о просвечивающих тканях, но у Боттичелли в «Примавере» это не поэтический, а чисто пластический эффект, недаром он использовал впоследствии этот мотив и для ангела в «Благовещении» из Уффици, где просвечивающие ткани даны в иной пластической системе.

Этому мотиву пытались подражать Якопо дель Селайо, Козимо Россел-ли и другие. Леонардо, наоборот, совершенно отказался от него, тогда как Боттичелли в своей Флоре дал превосходный мотив «драгоценной тактильной атмосферы драпировок», по выражению Яширо.

Вазари свидетельствует, что Боттичелли писал много обнаженных фигур, не дошедших до нас, видимо, по вине последователей Савонаролы («плакс»), традиционно ненавидевших тело, особенно женское, как нечто греховное. В «Примавере» художник как бы заново открывает красоту наготы, любуется ее грацией и плавностью линий. Конечно, телесность граций далека от чувственной красоты «Леды» у Леонардо да Винчи. Но ведь и Микеланджело, знавший тело, как никто другой, избегал подчеркивать чувственный аспект наготы. Он позволяет выступать женственности лишь в гармонии с одеянием (главным образом в мадоннах), когда же женское тело обнажено, то оно приобретает у него героический аспект и атлетическое сложение, почти как мужское. Боттичелли также сближает фигуры обнаженных граций с изящной фигурой Меркурия, а голова Наслаждения сходна с его головой. Наоборот, в фигуре одетой Венеры подчеркнуто материнское начало, в этом он следует северным мастерам, но лишь в известной степени, без чрезмерной экспрессии, соблюдая классическую мер
у и пропорциональность. Фигуры в «Примавере» несколько удлинены, но также в меру, без искажений анатомического строения тела, они лишены средневековой напряженности, которую можно наблюдать еще у Кастаньо, и потому нельзя выводить «большой» стиль Боттичелли данного периода из манеры этого мастера. Кастаньо не создал фигур столь естественных и живых, как Боттичелли в «Примавере». Впрочем, фигуры Боттичелли-это одновременно и пластические метафоры — лицо Меркурия напоминает о св. Себастьяне, Венера — о мадонне, над головой которой, как нимб, парит Амур.

Сходство с мадонной усиливается мотивом арки, которую образуют вокруг Венеры деревья, мотив которой всегда многозначен. Боттичелли прекрасно знал все пластические возможности круглой формы. В «Примавере» полуциркульная арка, помимо символического, имеет и конструктивное значение. Уподобляя лес сводчатому храму, она требует закономерности и в распределении колонн — деревьев, несущих листву. Она соединяет правую часть композиции с левой, по тому же принципу, который позднее использует Рафаэль в «Афинской школе». Дальнейшее развитие этому мотиву Боттичелли даст в иллюстрациях к Данте.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.