Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 16

рпациях мотива женской фигуры, казалось, специально для этого созданной. Провозвестником граций в этом смысле у Боттичелли была Юдифь. Но линейные каденции «Примаверы» имели и другой смысл.

Указывая на двузначность линии, обрисовывающей тело и его воздушное окружение, Леонардо справедливо утверждает, что контур тела не может быть сведен к линии. Для определения взаимоотношения фигуры и пространства Боттичелли, как и Леонардо, использует целый пучок линий. Но у Боттичелли — это силовые линии, выражающие направление, энер- ' гии^и ритм движения, а не изменение формы в вечно изменчивой свето-воздушной среде.

Движения в «Примавере» отнюдь не «иррациональны» и «небесны». Напротив, ясно видна их реальная обоснованность. Одно движение диалектически вытекает у него из другого. |'Поллайоло был первооткрывателем движения в малейших его проявлениях, что, впрочем, приводило к известной хаотичности и перенапряженности движения его фигур. Боттичелли соразмеряет движение с душевным состоянием человека, в этом он сходится с Леонардо. Поллайоло и не ставил перед собой задачу показа внутреннего состояния человека. Движения фигур Боттичелли в «Примавере» также соотнесены с космической закономерностью. Чисто психологическая трактовка движения у Леонардо скорее является исключением, Микелан-джело также придавал движению и ракурсу универсальный смысл, в этом он смыкается более с Боттичелли, чем с Леонардо. Но движение Боттичелли не так драматично и грозно, как у Мантеньи и Микеланджело. У Боттичелли обычно действуют благие силы, страдание ведет к радости, и катарсис — неизменная концовка его картин.

Ритм движёния Боттичелли, с его непрерывными возвратами и повторами, приближается к ритму и рифме поэтического произведения. Фигуры образуют не столько группы, по наблюдению Аргана, сколько подлинные «стансы» и мелодично чередуются, как в песне. Метрический размер привносится в «Примавере» рядом деревьев заднего плана, которые разбивают на строфы общее течение форм и парным расположением вторят симметрии картины, внося в нее своеобразные рифмы. Но когда требуется, их метр нарушается, подчиняясь ритму фигур. Так, например, дугообразные стволы в правой части картины соотнесены с фигурами Хлоры и Зефира.

В «Примавере» нет единого «абстрактного» ритма, как в стиле интернациональной готики. У Боттичелли он меняется в зависимости от значения той или иной сцены, образа. В правой части картины акценты поставлены реже, фигуры чередуются равномерно, и интервалы между ними почти равной значимости. Это многостопный ритм с перекрестной рифмовкой рук. Грации — это стих-песня, здесь почти нет интервалов и каждая стопа акцентирована, рифмовка заключена внутри строф (плавные сливающиеся сцепления рук), соотнесена с конечной рифмой, основной мелодии
 
Благодарим:
Предлагаем вашему вниманию услуги по веб-разработке. ООО "БиАй Интеграция Центр".

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.