Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 15

противоположен леонардовскому «сфумато», но   не   менее   выразителен, так как иллюзорности и движению воздушного    пространства протпвопоставляет живописную плоскость и ценность цвета, а также нарастающую в глубину цветовую напряженность. Все это как бы воплощает движение души человека.

Эта схема выделена из реального богатства цветовых соотношений, где присутствуют тонкие сочетания блеклых, розовых, серебристых, голубоватых тонов в фигуре Флоры, предвещающей изысканные по цвету фрески в вилле Лемми. В «Примавере» есть и дополнительные цвета, и контрасты, и изолированные цвета, цвета, растворенные светом, метаморфозы цвета, орнаментальность, в частности в золотых язычках пламени на плаще Меркурия. Особую прелесть цветовому решению «Примаверы» придает фактура непокрытой лаком темперы. Это дает возможность видеть эффекты глухого и прозрачного цветов, роль лессировок и мазков кисти художника. Известно, что Боттичелли — крупнейший мастер линии. Об этом много и хорошо писали разные авторы. Сейчас, после многочисленных исследований, следует напомнить о разнообразии образности картин Боттичелли, соответственно этому линия — всего лишь один из элементов художественной выразительности, элемент очень важный, но не единственно решающий.

Теперь ясно, что преувеличением является утверждение Б. Бернсона, будто Боттичелли не придавал никакого значения сюжету и изобразительности вообще, будто его линия является «чистым отвлеченным элементом движения», хотя автор прав в том, что она является как бы его сгустком. Лдшия__связана со всеми элементами образности, но в большей степени — со_светом и^движением. Линия не замыкает-форму, она н.е контуру не rj2amniaJLji скорее, как в японским искухстве,— оч:ерк.ддижения_фигуры. Но в отлГичие от восточного рисунка она следует форме тела и „сохраняет его структуру. Так, фигура Меркурия выдержана в отношении анатомической правильности его тела, и пластика контрапоста достаточно убедительна..Диния Боттичелли не служит границей контрастных зон, она не возникает в результате борьбы света и тени, и в этом смысле она не живописна. Линия не столько репрезентативна, сколько выразительна. «Примавера» написана в то время, когда выразительные элементы сочетались у Боттичелли с пластической твердостью формы. В линиях «Прима-веры» мы не находим дуализма готической экспрессии, «абстрактного драматизма» и «сладостной декоративности», которая, по мнению Яшпро, обостряя выразительность рисунков Боттичелли к Данте, освободила его от верности анатомии и привела его рисунок к чистой экспрессии, к «красивому самоубийству» реалистической пластики «Примаверы». Между тем в «Прпмавере» Боттичелли едва ли не ближе к Данте, чем в своих иллюстрациях к его поэме. В^йЛримавере» господствуют слакойньщ- закругленные линии, которые Боттичелли мог использовать в бесконечных ва-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.