Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 14

ры. Их разрешение дается серебристым светом Флоры, с частичным сохранением плотности и рельефности Зефира и светящегося золота Хлоры.

Но наибольшая световая и эмоциональная напряженность заключается" в центральном образе картины, в трех грациях. Они появляются как светлые тени на фоне темных стволов деревьев. Однако Боттичелли не противопоставляет природу человеку, и контраст может показаться напряженным только на первый взгляд, между тем все контрасты, так же как и краски, смягчаются у него действием золотого света. Взаимодействие фигур с этим светом порождает рельефность и видимость светотени, которая на самом деле есть мера скульптурности предметов.

Разные световые силы вступают в «Примавере» во взаимодействие с «драгоценными» телами (для Боттичелли тело является драгоценностью на всем протяжении его творческого пути, от чего он не смог избавиться даже в поздний период). Как в людях «жизнь по-разному мерцает», так и в «Примавере» природные формы излучают свет каждая в свою меру. Отношения этих свечений создают богатую световую картину мира. Световая структура «Примаверы» отчасти соответствует картине Данте: принципы иерархичности, связь с единством в круговом движении, блистание разного по-разному п свечение изнутри, сквозь тело, независимо от его плотности, но от его духовной значимости.

Брунеллескйх изобретатель линейной перспективы — уже решал проблему слияния «видимого» тела и «невидимого» пространства. Пространство как «интеграл световых плоскостей» находим уже у Донателло. Ма-заччо драматизирует пространство, оно оживает у него. Решение проблемы «свет — предмет» сближает Боттичелли с Брунеллески, Мазаччо и До-нателло, вместе с тем оно отделяет его от Альбертп с его стремлением изображать только видимые тела.

В специальной литературе основной принцип цветового решения «Примаверы» видят в уравновешенности цветовых ударов. Это верно, но слишком общо, да и самый принцип этот встречается и у других художников XV века. Яширо отметил особое благородство в применении черно-белого в «Примавере». Действительно, «Примавера» во многом строится на «притушенных тонах», подчиненных, однако, в своем красочном движении общему композиционному строю. Это не столько распределение и статика, как думает Н.-А. Патилло 12, сколько динамическая система цветового построения. Отчетливо видно, как холодные цвета в правой части картины постепенно сменяются более теплыми в левой части, что связано с типом пространства и жеста, с музыкой линейного движения.

В противоположность поздним работам Боттичелли, в «Прпмавере» Цвет приобретает большую интенсивность в глубину, давая своеобразный эффект «обратной перспективы». От золотистых фигур нимф мы переходим к пурпуру Меркурия и к изумрудному Зефиру, далее наш глаз обнаруживает наиболее сильное цветовое пятно — фигуру Венеры. Этот принцип
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.