Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 13

выполняет свое «предназначение»; каждая фигура дается с расцвете сил, потому что время в «Примавере» соотнесено с природой, а не с историей.

У Боттичелли нет отчетливого разделения будущего, прошедшего и настоящего. Для него это моменты в общей космической последовательности. Это единый вечный цикл событий, в котором каждый феномен служит знаком высшего принципа, в нем раскрытого. Но это не судьба или рок, определяющие порядок событий. Боттичелли в этот период далек от чувства катастрофы, угрожающей миру, он не ощущает необходимости активного вмешательства в направленность времени, ведь в природе все происходит в свои времена и сроки. Но время — это и не иллюзия, как для древних греков. Метаморфозы в «Примавере» реальны и для претерпевающих их необратимы, но происходят они под влиянием благого начала любви, а не под влиянием рока и капризов богов, как в античности. Настоящее в «Примавере» «нагружено» прошедшим и «чревато» будущим, во всем видна закономерность, а не случайность. Но здесь и ощущения неизменного, изображенные фигуры даются не как нечто вечно прекрасное на фоне изменяющегося мира, а в становлении. Время в «Примавере» имеет «образ». Природа п человек проходят через предназначенные любовью стадии совершенствования, и соответственно этому время замедляет свое движение справа налево, по мере приближения к более высоким ступеням бытия.

Каждый определенный момент времени есть трансформация сущности образа в определенном месте картины, время становится «серией изменений». В «Примавере» трудно разграничить характерное для античности разделение на «священное» и «обыденное» время и пространство, с которыми соотнесены события, получающие в зависимости от этого ту или иную временную или пространственную окраску. У Боттичелли все священно — и низменное и возвышенное, страсть Зефира и созерцание Меркурия — это лишь метаморфозы времени. Он поступает со временем и пространством так же, как и с образами, возвышая низкое, «языческое» и «приземляя» средневеково-христианское.

Живописи «Примаверы», как и другим произведениям крупных художников XV века, свойственна интенсивность светового излучения. Но свето-носность Пьеро делла Франческа, первого «пленэриста», или Бальдовинет-ти не есть световое излучение, а система цветовых отношений, присущих светлому дню. Они изучали их, как профессиональные пейзажисты. Их фигуры существуют в световом пространстве, не сливаясь с ним и не отбрасывая теней, раскрывая мир легенды и поэтически преображенной действительности. Им не свойственна сильная эмоциональность, позже переходящая в трагизм у Боттичелли и в известной мере у Леонардо. Свет" у Боттичелли эмоционал_ен и онтологичен, свечение каждой фигуры зав^р сит от ее духовной значимости, оттенки света характеризуют внутреннюю сущность образа. Так, плотность и рельефность Зефира, соответствующие его чувственной страсти, противопоставлены «свечению» невинности Хло-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.