Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 12

с Севером и своим знаком Зодиака, имеющим стихийную природу — воздух, а также цвет, и субстанцию (земля). Лето имеет субстанцией море, цвет — вечное сияние солнца, вечную растительность. В этой «образной географии» «Примавера» Боттичелли — начало света, нравственного обновления, она соотнесена у Боттичелли с Западом, с цветением тенистых лесов, с нимфами, с полумраком и холодным ветром. В этом, быть может, сказалось влияние, идущее от древнегерманской мифологии и от фламандских ковров с садами Венеры, которые пользовались успехом при дворе Медичи.

Место обладает своим «гениус лоци» («гением места»), «историей», оно «предназначено» для тех или иных событий. Пространство же — это понятие более отвлеченное, логическое, «порядок соположения» предметов или чисто геометрических отношений. Недаром Франкастель предлагает заменить по отношению ^живописи Ренессанса термин «пространство» термином «место». Пространство в «Примавере» мифологически-структурное, оно соотнесено с телами, и его форма определяется их движением. Франкастель отмечал, что каждая фигура «Примаверы» с помощью силовых линий, обозначенных тканями, неотделимы от тела, формирует вокруг себя особое пространство п, то есть, иными словами, пространство «Примаверы» имеет неоднородную структуру.

Каждая триада в картине Боттичелли образует свою пространственную форму. Правая триада благодаря форме складок Зефира образует «раковинообразное пространство». Эта форма имела, по замечанию Франкастеля, мифологический смысл, недаром раковина служит подножием для Венеры в другой картине Боттичелли. Раковина в мифологии является знаком любви, символическое значение, вероятно, имеют и пирамидальная структура пространства граций и сферическое пространство вокруг Венеры, образуемое в «Примавере» линиями деревьев. Человеческое тело, его движение и сцепления его частей определяют характер пространства в картине Боттичелли, и соответственно, и его космос («другое тело человека», по выражению Маркса), который понимался тогда антропоморфически, поэтому можно сказать, что пространство Боттичелли пластически «артикулировано»,^ не функционально. Пространство в картине Боттичелли едино по своей сущности, а не по единству его эффектов, как в живописи последующих столетий. Оно открывается сразу в нескольких планах и одновременно «читается» во времени, как ряд метаморфоз единого. Оно более эмоционально и в меньшей мере телесно-осязательно.

Для перспективистов первой половины XV века вещь, как она есть, существует отдельно от того места, которое она занимает. У Боттичелли образ связан с пространством. Мир вещей сменился миром «актов», приобрел большую определенность, немыслимую вне времени, которое становится еще более действенным фактором, чем пространство. Впрочем, индивидуальность мира  «Примаверы»  особого рода,   она   соотнесена   с   идеалом,
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.