Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 11

Боттичелли воплотил в «Примавере» диалектику любви и то поэтическое утверждение жизни, которого часто недоставало последующим поколениям гуманистов и художников. О силе реальности «мифологической» диалектики, о ее могучем потоке и,внутреннем «свете» в связи с характеристикой философии Платона хорошо сказал молодой Карл Маркс в «Тетрадях по истории эпикурейской, стоической и скептической философии» (тетрадь шестая): «Смерть и любовь являются мифами тогдашней диалектики, потому что диалектика есть внутренний простой свет, проницательный взор любви, внутренняя душа, не подавляемая телесным материальным раздроблением, сокровенное местопребывание духа. Итак, миф о ней есть любовь; но диалектика оказывается бурным потоком, сокрушающим многих и их границы, ниспровергающим отдельные формы, погружающим все в море вечности. Итак, миф о ней есть смерть.

Итак, она есть смерть, но в то же время и носительница жизненности, расцвета в садах духовных, пена в искрящемся кубке тех точечных солнц, из которых распускается цветок единого духовного пламени» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т.  I. M., 1938, стр. 477).

Далее Маркс говорит о том, что погружение этих категорий диалектики «в эмпирически индивидуальное сознание... является состоянием, а именно состоянием экстаза».

Диалектика любви и смерти, как носительница жизненности и как пламя «точечных солнц» вспыхивает различными красками и расцветает на картине Боттичелли сильнее, чем в ученых сочинениях гуманистов, часто далеких от жизни. Но несмотря на утверждение гуманистического па-чала, его победа показана Боттичелли лишь как идеальная задача, достижимая человечеством в бесконечном совершенствовании и в движении, что выражено в композиционной структуре картины. И это, в известной мере, придает его идеалу утопический характер.

Ренессанс — это эпоха перехода от магического понимания числа к на-" учпому. Число у Боттичелли еще сохраняет свою мифологическую значимость. Но как и у Данте, оно служит композиционным принципам, а не имеет значения самостоятельного «божественного» существа. Фигуры первого плана «Примаверы» (без Венеры, она на втором плане) составляют число семь, которое часто употребляет Боттичелли (например, семь ангелов со свечами в берлинской мадонне, семь ангелов в рисунке к XXIX песне «Чистилища» и так далее). Фигуры в «Примавере» (их число равно восьми) соответствуют октаве и соотнесены с определенными нотами и планетами.

Слет формирует чувство пространства, разграничивая день и ночь, образуя ритмические чередования света и тьмы. Традиционно четыре времени года связаны с четырьмя странами света. Лето в «Рождении Венеры» полярно зиме. Зима имеет свою нравственную окраску, связанную
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.