Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 10

счастливого поля, где, как слышишь, проще жили счастливые люди. Какова была моя красота... Была весна; я блуждала. Увидал Зефир, я уходила; он преследует, я бегу; но он был крепче, и Борей дал брату все права похищения. Мой муж... сказал: «Ты, богиня, имеешь власть над цветами». В этом отрывке из «Фаст» Овидия 10 раскрыта, как и в «Примавере», триада земной любви: бегущая нимфа Хлора и влюбленный в нее Зефир объединяются, и возникает прекрасная Флора — богиня цветов.

Вторая фаза метаморфоз любви в картине Боттичелли — это танец грации. Средняя грация — Целомудрие — не украшена, прическа простая, одежда с падающими волнистыми складками образует у ее ног как бы легкие крылышки. Она едва касается земли — она «новенькая». Одежда спустилась у нее с левого плеча, она вовлечена в танец как бы против своей воли левой грацией — Любовью — с огневидной прической, полной сладостной энергии. Третья грация справа — Наслаждение — украшена бриллиантами, ее движение уверенное — она завершает триаду/ В то время как Целомудрие, хотя и смотрит несколько в сторону, сближается с Любовью, Наслаждение в своем великолепии, скользя мимо них, соединяет их руки. Диалектика танца раскрывается здесь как противопоставление двух фигур и их согласие благодаря третьей.

Венера благословляет их танец и дает ему ритм и меру — она мать Гармонии. Но она же мать страсти и беспокойства. По представлениям того времени, душа — мать любви, ее сын — Амур, он с завязанными глазами стреляет из лука в граций, возбуждая энергию и освобождая силу любви. Поэтому в движении граций заметно соответствие между страстью и сдержанностью. Триаде граций контрастно противостоит в «Примавере» триада Флора — Хлора — Зефир. Эта группа Флоры движется у Боттичелли как бы вперед, а на самом деле она соскальзывает вниз по кругу. Движение граций, наоборот, восходящее, но тоже круговое, движение идет от Наслаждения к Целомудрию, от нее к Любви, завершаясь снова Наслаждением. Меркурий высится рядом с грациями. Он соединяет небо и землю. Он грустен, на его плаще обращенные вниз язычки пламени — символ любви и смерти. Он ведет к истине и таким образом продолжает танец граций — его движение вторит движениям Наслаждения (схема № 2).

Меркурий и Зефир — крайние точки овала композиции (схема № 1). Меркурий находится на опушке леса, его фигура легко читается. Он противостоит образу Зефира, который спускается на Хлору из чащи леса и образует вместе с ней Флору, то есть первую триаду. Далее по единому овалу следует вторая триада граций. Венера превышает другие фигуры, она недосягаема для них, но ритмическими повторами связана как с триадой граций, так и с триадой Флоры (схема № 2). За грациями следует Меркурий и далее по овалу вверху — Амур. По этому поводу Фичино мог бы сказать: «То, что сходит к земле как дыхание страсти, возвращается в мир Красоты как дух созерцания».
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.