Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 9

Три грации. Деталь
 
Три грации. Деталь
 
Творчество кружка гуманистов заключалось также не в создании какого-либо нового варианта композиции, а в различной трактовке одной и той же схемы, которая приобретает таким образом иное толкование. При таком подходе получается, что у Пико делла Мирандола Красота соединяется с Любовью, а у Джованны Торнабуони Любовь соединяется с Наслаждением. Но грации Боттичелли не имеют ничего общего ни с одной медалью 7, даже с этой точки зрения, так как голова средней грации в «Примавере» повернута не вправо, как па этих медалях, а влево. Поэтому Наслаждение, Радость являются в «Примавере» как нечто высшее в результате последовательного развития от Целомудрия (средняя грация) к Любви (левая) и, наконец, к Наслаждению (правая). Но главное отличие Боттичелли в его грациях от гуманистической тенденции заключается в полном отказе от использования античной схемы композиции, которая применялась философами по разным поводам. Главная особенность граций Боттичелли — это их единство благодаря точно найденному ритму жестов, единственно возможному ракурсу, при котором каждая грация показана с наиболее выгодной точки зрения, и той мере движения, которой недостает застылой схеме гуманистов и чересчур изломанной и экспрессивной готической схеме 8.

Исследователи находят большую близость Боттичелли к литературным источникам античности. Боттичелли знал и использовал Лукреция, Горация, Апулея, Овидия, Гесиода и других авторов 9. Уже Альберти советовал художникам изучать поэзию, которая во многом помогает сочинять композицию. Кватрочентисты любили изображать в мифологических картинах множество фигур. Но во второй половине XV века возникает стремление освободиться от чрезмерного множества изобразительных элементов в картине и сосредоточить внимание на основном. Альберти высказывает пожелание, чтобы в картине было не более девяти-десяти фигур. В программе картины Перуджиыо, заказанной ему Изабеллой д'Эсте, указывается, что количество персонажей можно сокращать, как это требуется.

Возможно, Боттичелли учитывал эти тенденции и знал трактат Аль-бертп. Во всяком случае,/фигур в «Примавере» столько, сколько диктуется внутренней структурой образов и основным замыслом картины. Самостоятельность художника в трактовке образов сказывается и в том, что он сближает образ Венеры и мадонны. Но его свободное обращение с мифологическими и христианскими персонажами не заходит так далеко, чтобы сближать образ танцующих граций с пляской Саломеи, -как::;это-де7гает Гомбрих".

В изображении правой триады «Примаверы» Боттичелли, видимо, вдохновляется Овидием, которого хорошо знали возрожденцы. По Овидию, греческая нимфа полей Хлора превращается во Флору: «...пока говорит, падают из уст вешние розы. Была Хлорис, теперь меня зовут Флорою: греческое слово испорчено латинским звуком имени. Я была Хлорис, нимфа
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.