Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 8

Голова Хлоры. Деталь
 
Голова Хлоры. Деталь
 
вместе с тем выражает суть того момента истории, в которой   ему   выпало жить.

В «Примавере» Боттичелли вряд ли следовал схемам, предложенным ему заказчиками (как думает Гомбрих). Три грации и Мгргурпп, town вспомнить письмо Фичино к Пьерфранческо Медичи — заказчику «При-маверы» должны были напоминать о выборе Парисом красивейшей из трех богинь, которые символизировали в то время созерцание, активность и блаженство. Поэтому картина должна была иметь нравоучительный смысл, напоминая Лоренцо об ошибке Париса. Но у Боттичелли Меркурий отвернулся от богинь, которые из соперниц превратились здесь в неразлучных подруг. Поэтому письмо Фичино свидетельствует скорее о расхождении между ним и Боттичелли, чем о близости.

Согласно представлению круга Лоренцо Великолепного, богиня любви Венера является по преимуществу богиней человечности. Она научает людей разуму, доблести, скромности, свободе. В то время различали Венеру небесную и Венеру земную, но это были, собственно, два аспекта одной и той же богини. Если Боттичелли и было заказано изобразить двух Венер — небесную и земную, что он и исполнил, то замена земной Венеры триадой нимфы, Зефира и Флоры (причем группа Зефира и нимфы напоминает популярную среди художников тему «Аполлон и Дафна», связанную с поэзией Овидия) есть пластическая находка самого Боттичелли 5. В символике граций между Боттичелли и Фичино есть некоторое сходство. Но есть и существенное отличие, так как композиция трех граций, данная Боттичелли, прямо противоположна антикизирующей схеме граций на медалях Джованны Торнабуони и Пико делла Мирандола, друга Мар-силио Фичино, близкого к нему по философскому осмыслению образа граций. Изображения на медалях дают стоическую интерпретацию граций. Первая грация принимает дар, вторая его получает от первой и возвращает через третью, что аллегорически изображалось в виде передачи шара или колосьев. На обеих медалях Целомудрие (Красота — у Торнабуони), то есть левая грация, не связано движением с двумя другими, и общая композиция повторяет схему «Трех граций» на помпеянской фреске (Неаполь, Национальный музей). Это приводит к мысли, что Пико делла Мирандола и соответственно Фичино не были сильны в понимании пластического языка, так как эта схема соответствует не платонической интерпретации «Трех граций», которой они следовали, как принципу триединства, или, вернее, трнадичности структуры мира, согласно Винду, которую сумел выразить Боттичелли, а стоической, ясно выраженной у Сенеки и в античных изображениях.

Изображение на медалях и помпеянская фреска трактуют триаду не структурно-онтологически, а этически. Такая композиция означала нравственное освобождение, как его понимали стоики, и возвращение утраченного душевного равновесия е.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.