Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 7

Боттичелли, могла ему послужить при создании граций (конечно, необходимо согласиться с Хорна i, что легенда, созданная Томсоном, о том, что Симонетта позировала Боттичелли почти обнаженной, не имеет оснований) . Связь художника с жизнью становится особенно ясной, если сравнить его грации с несколько более поздними «дочерями Иофора» в Сикстинской капелле. Библейские героини ближе к отвлеченным нимфам, чем языческие грации. Реализм граций благотворно сказался и на их пластике. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Его нимфы — живые фигуры, а не фантастические, как у Пьеро ди Козимо или Раффаэллино дель Гарбо. Недаром рисунок Леонардо (Вирвдзор, Королевская библиотека) вторит типу нимфы, созданной Боттичелли.

Еще яснее реализм «Примаверы» становится при сравнении граций с ангелами позднего «Рождества» из лондонской Национальной галереи. Как ни странно, эти ангелы превращены мистически настроенным в то время Боттичелли в танцующих менад, их однообразные жесты далеки от полнокровной и живой красоты граций, основанной на внимательном изучении человеческого тела.

Грации «Примаверы» обладают той полнотой жизни, которой иногда не хватает и более поздним иллюстрациям Боттичелли к Данте (нимфы , в рисунке к XXX песне «Чистилища»). В поэме Данте пластика и духовное начало составляют нераздельное целое и поэтически преображены. В известной мере это было свойственно и Боттичелли периода «Примаверы». У Данте танец нимф-звезд, как и танец граций у Боттичелли, связывает небо и землю: «Мы — нимфы здесь, мы — звезды в тьме высот».

Франкастель отмечает, что новая Флора, гениальное создание Боттичелли,— это также изображение «доброго правления». И далее сравнивает ее с фреской Амброджио Лоренцетти «Плоды доброго правления» и одами Пиндара. По мнению этого автора, художник предлагает меценату и обозревателю наглядное изображение нравственного закона 3. Однако нельзя ^согласиться с тем, что этот идеал сходен у Лоренцо Медичи и Боттичелли. В «Примавере» прочитывается не благополучное процветание общества под «разумным» руководством богатых, а мечта художника об универсальной гармонии.

Вместо того чтобы сделать первый план наиболее рельефным, Боттичелли делает-его как бы прозрачным, что придает изображению, в известной мере, характер видения. Впрочем, рельефность и скульптурность форм^_ материализует изображение и сообщает всей сцене характер действительного события. В этом сказывается ясность понимания художником меры идеального и реального в его картине.' Франкастель утверждает, что утопии художников обладали очень большой степенью реальности. Но если, например, Мантенья сочетает историю с действительностью, связывая друг с другом разнообразные элементы античности и современности, то Боттичелли решает сходную задачу, не прибегая   к   античной   обстановке,   и
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.