Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 5

Соглашаясь с Хорном относительно невозможности прямых аналогий, необходимо все же указать на близость фигуры Меркурия и Джулиано в «Поклонении волхвов» из Уффици. Создавая фигуру Меркурия, Боттичелли основывался на том богатом опыте реалистической изобразительности, который он приобрел в предыдущих картинах (хотя неверно было бы искать прямого портретного сходства). С образом Симонетты дело обстоит еще сложнее. Если мы знаем портрет Джулиано и можем сравнить его с Меркурием, то портреты Симонетты, которые известны,— это «фантазия», а не изображения с натуры. Симонетта еще при жизни была воспета Полициано в качестве нимфы, то есть символа всего изящного. Это было в духе поэтов Возрождения, которые следовали античным авторам в образах своих нимф. Казалось бы, и Боттичелли должен был следовать по их пути, создавая свой образ нимфы в живописи, как это и предполагает Варбург. Рисунок из музея Конде в Шантильи, опубликованный в диссертации А. Варбурга, как будто подтверждает это положение. Но, во-первых, это рисунок «круга Боттичелли», а не самого мастера, и относится он к теме «Рождение Венеры», а не к «Примавере», во-вторых, он свидетельствует только о том, что автор рисунка, отправляясь от зарисовки античного саркофага, свободно следует своей задаче, то есть дает фигуре другой ракурс, освобождает ее от одежд, дорисовывает руки, развевает волосы, которые кажутся ему слишком спокойными у античного скульптора. Это единственный пункт, где он сходится с поэтами и вообще «соревнуется» в знаниях с античным мастером. Обнаженная фигура в этом рисунке слишком далека от Венеры Боттичелли, чтобы можно было говорить о связи этого рисунка с картиной. Более уместно вспомнить греко-римскую гемму, изображающую Венеру в раковине (Берлин, Антиквариум), которая дает близкий к Боттичелли вариант обнаженной Венеры.

И все же для «Примаверы» мы не можем указать прямых античных прообразов, как это можно сделать, скажем, для «Марса и Венеры». Мраморная фигура «Флоры» римской работы с венком из цветов и фруктами в подоле могла служить лишь отдаленным прообразом. Флора у Боттичелли — это пластическая метафора, ее платье — цветник, его складки — листья. Ее черты совершенно неправильны, руки коротки, это образ, скорее увиденный Боттичелли в живых картинах карнавала на улицах Флоренции, чем срисованный с мрамора.

Конечно, создавая тип нимфы, Боттичелли должен был знать поэтов и их творчество, но в этот период он более следовал за реализмом Поллайо-ло, чем за античными перепевами ученого-поэта Полициано. Ведь он не мог тогда сразу отказаться от реальной красоты женского тела в пользу отвлеченных поэтических нимф, и красота живой Симопетты могла ему больше помочь, чем стихи Полициано. Это доказывается и фигурой Меркурия, которая явно имеет основой реальные фигуры Медичи в «Поклонении волхвов». Реальная красота Симонетты, запечатлевшись    в    памяти
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.