Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 24

XV века сказываются в разных странах, а в самой Италии в далеких друг от друга областях они заметны в работах Антонелло да Мессина (независимо от того, был ли он во Фландрии), недаром его портреты долго путали с работами Мемлинга, которого хорошо знали и во Флоренции.

Конечно, те или другие приемы нидерландской школы были восприняты итальянскими мастерами в связи со своими художественными поисками и были перетолкованы, так как включались в совершенно другую образную систему.

В Италии третьей четверти XV века Боттичелли был самым крупным новатором портретной формы. «Молодой человек с медалью» Боттичелли является не только совершенно новой композиционной формой, но это, по-видимому, вообще первый портрет, в котором выражена духовная жизнь человека. Боттичелли, а не Леонардо первый выразил душу портретируемого не только через одухотворенность лица, но и через лирическое волнение, данное светотенью. Правда, эти принципы имеют разное значение у Леонардо и Боттичелли.

Боттичелли первый ввел в портрет жест, и руки приобрели у него особую выразительность («Молодой человек с медалью»). В «Портрете юноши» (1483; Лондон, Национальная галерея) он изображает его как бы смотрящимся в зеркало; взгляд направлен не на зрителя, а «внутрь души». Общий характер композиции напоминает о более поздних словах Леонардо, что зеркало хорошо тем, что оно обобщает и не дает деталей. Но необходимая симметрия и верность природе, которая достигается в портрете, согласно Альберти и Леонардо, проверкой в зеркале, не соответствует принципам Боттичелли. Дело в том, что для Леонардо «главная идея» — это передача жизни в ее целостности, картина есть «мировой спектакль, увиденный в огромное зеркало». Человек — это часть природы, универсальность в портрете достигается через его единство с ней, отсюда большое значение, которое Леонардо придавал пейзажу, светотени — знаменитому «сфумато», сообщающему Универсуму однородную структуру. Универсальность понималась в XV веке как охват всех сторон бытия. Боттичели и Микеланд-жело видят главную идею темы. Универсальность, как ее понимал Микеланджело, лучше всего видна в его «портретах» Джулиано и Лоренцо Медичи (капелла Медичи), которые потеряли всякие внешние признаки индивидуальности и знаменовали собою как бы различные «архетипы бытия». Они даны через напряженные противоречия, а не через естественную гармонию Леонардо, упрекавшего художников, у которых портреты «меланхоличны» вследствие сосредоточенности модели на самой себе. Поэтому Леонардо создает не только воздушную среду, но и музыкальную атмосферу, чтобы добиться «внутренней улыбки», выражающей тайну жизни. Леонардо требует грации в изображении, по его мнению, надо избегать прямых линий и вводить кривые.    Рафаэль перенял    от Леонардо
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.