Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 22

тоже даны скорее как эмблемы искусства. К этому же типу восходит «портрет-медаль» Пизанелло и его подражателей.

Портрет «Сиджизмондо Малатеста» Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Римини дан профильно, но здесь любовь к профилю объясняется не влиянием медалей, а обусловлена выражением художественных идеалов самого Пьеро — спокойствия, имперсональности, его привязанности к рельефу, несмотря на точность портретной характеристики. Видимо, в таком же плане им были исполнены портреты знаменитых людей в нынешней станце Гелиодора (Ватикан), которые были сбиты при написании новых фресок Рафаэлем. У Пьеро контраст между профильными и «живыми» лицами создает различные уровни художественной реальности.

Во второй половине XV века это «портретирование» во фреске было распространено как среди крупных мастеров, например Бальдовинетти, так и более слабых, как Козимо Роселли. Бальдовинетти, с его тяготением к пленэру, слабо чувствовал монументальную форму, портрет служил ему главным образом средством оживления композиции. Гирландайо, Гоццоли, Филиппино Липпи не ощущали величия портретной формы в фреске, которой добился Мазаччо в «Троице» в фигурах донаторов.

Изолированный портрет особенно интенсивно развивается в искусстве второй половины XV века. Скульпторы несколько раньше живописцев создают тип индивидуального портрета, что во многом объясняется сильным влиянием римского античного портрета. Антонио Росселлино использует в работе над портретом слепки с живой модели — прием, характерный для римских скульпторов эпохи республики. Но этот метод пластического анализа не мешает ему создавать обобщенные художественные образы, скульптор умеет найти меру в применении деталей и сделать их выразительными. Достижения Росселлино не могли остаться незамеченными живописцами, творчество которых часто аналогично в своих художественных поисках работе скульпторов. Легко заметить сходство «мягкой» манеры в трактовке женских бюстов у Дезидерио да Сеттиньяно и трактовке женского профильного портрета Антонио Поллайоло. Близки в своем стремлении к острой и точной выразительности деталей живописец Гирландайо и скульптор Бенедетто да Майано. Стремление к одухотворенности и более сложной
характеристике образа, введение жеста рук объединяет скульптурный бюст Верроккьо «Женщина с гвоздикой» (Флоренция, Национальный музей) и портреты Боттичелли, несмотря на более утонченную и глубокую разработку образа у Боттичелли.

Более общим является стремление лучших флорентийских мастеров третьей четверти XV века к созданию образа юности — «Бюст молодого воина» (Флоренция, Национальный музей) Антонио Поллайоло, его же работы профильный женский портрет (Милан, музей Польди-Пеццоли), бюсты Дезидерио да Сеттиньяно, портреты Джулиано Медичи Боттичелли и другие. Образы юности резко контрастируют у этих мастеров с изобра-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.