Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 21

портретами с натуры. Можно согласиться с Ж. Алацаром, что живые лица появляются в стенописи отчасти под влиянием драматических представлений «сакра раппрезентационе», где в священных сцепах участвовали знакомые художникам лица. Альберти зафиксировал этот дух «коллективного портрета» в фресках, и картинах того времени, сказав, что хорошо изображать знатного человека окруженным другими персонажами, привлекающими к нему внимание зрителя своими взглядами, направленными на его лицо. Фреска льстила буржуа, видевшему свой портрет в церковных росписях и алтарных картинах. Это было удобно художникам, не обладавшим даром фантазии и чувством монументальной формы. Видимо, поэтому Леонардо, в противоположность Альберти, писал, что художники фресок, делающие портреты в росписях, наиболее посредственны. Боттичелли в фресках и портретах, как, впрочем, и в мифологических работах, скорее предвосхищает Леонардо, чем следует советам Альберти. В «Св. Августине» он возвращается к традициям портретное™ Мазаччо, к его могучим обобщениям. В фресках виллы Лемми реальные персонажи соседствуют с мифологическими и естественны в той особой поэтической атмосфере, которую Леонардо создал искусственно, когда писал портрет Джоконды, пригласив музыкантов играть во время сеансов. И Боттичелли, и Леонардо стремились к углубленному реализму, передающему общие, существенные стороны жизни.

В этом Боттичелли и Леонардо — продолжатели флорентийской традиции, идущей от Джотто. Флорентийцам было свойственно выражать в искусстве более общие идеи, отсюда их стремление к большой фреске в храме. В иерархии жанров портрет занимает у них подчиненное место, в отличие от фламандцев, у которых «начало» их искусства было портретным (Ян ван Эйк и другие). Только поздние флорентийцы пришли к детальному изображению внешнего мира. Продолжая тенденции Джотто к обобщенным образам, Мазаччо, Кастаньо, Уччелло в первой половине XV века создали тип «героического» портрета. Для них портрет был воспоминанием о великой личности. Вместо декоративных портретов, связанных с придворной жизнью, в демократической Флоренции возникает портрет-скульптура, портрет-памятник, изображающий граждан, прославивших город. Он сим-воличен, но не отвлечен, более непосредственно связан с жизнью города и интересами Италии. Правда, этот жанр можно назвать портретом особого рода, он исполнен без натуры, часто с использованием установившейся иконографии (так, например, Алессо Бальдовинетти использовал в портрете Данте образ, созданный Таддео Гадди в Санта-Кроче). Паоло Учелло, изображая кондотьеров, стремится выразить через них значение «добродетели» тех искусств, в которых они отличились; эта условность подчеркнута и техникой «терра верде» («под скульптуру»). Это «идея-тип» кондотьера, а не документальный портрет. В «Портрете с тремя Гадди» Паоло Учелло изображенные внизу Джотто, Уччелло, Донателло, Манетти, Брунеллески
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.