Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 20

благоустроенности. У Боттичелли — жизнь и смерть не противопоставлены, идеальный и чувственный мир сливаются, у Леонардо — смерть не освобождение души от уз чувственного мира, а ее гибель и растворение в стихиях. У Боттичелли — красота мира исключает смерть, у Леонардо — реальное чувство смерти, она — условие прекращения любви к «красоте мира». У Боттичелли — «катарсис», у Леонардо — постоянные колебания души перед ликом судьбы в валерах светотени. У Боттичелли — центрированность и успокоенность композиции, у Леонардо — противопоставление групп и планов. У Боттичелли — цвет, у Леонардо — тон. У Боттичелли — взаимодействие фигур, у Леонардо — персонажи ускользают один от другого («стабильное непостоянство»). Наконец, Боттичелли не заботится о своей внешней жизни, о мастерской и имеет постоянное место работы, Леонардо думает о целостном устроении своей личности, своего быта и вынужден все время скитаться.

Вообще «спор» между Боттичелли и Леонардо — это, видимо, спор двух поколений, каждое из которых исполнило то, что ему было предназначено историей, но, может быть, это спор двух тенденций в искусстве, и тогда соревнование Леонардо и Микеланджело есть продолжение спора Леонардо и Боттичелли.

Здесь будет уместно рассмотреть более позднее, написанное в римский период четвертое «Поклонение волхвов» (1481 —1482; Вашингтон, Национальная галерея). Оно вызывает различные оценки. Мениль видит в нем неудачную попытку превзойти Леонардо в области движения, влияние Леонардо он видит и в большей акцептированное™ светотени. Однако в связи с принципиальным расхождением между ними по вопросам искусства вряд ли можно видеть здесь какое-либо существенное подражание, тем более, что картина сильно записана в XVII веке и попорчена. Шастель, несколько преувеличивающий достоинства этой работы, более прав, когда пишет, что движение в этой картине и трактовка лиц необычайно выразительны. Вся композиция не подчинена только перспективному построению, по объединена жестами персонажей. Леонардо, по его мнению, задумал композицию «эпифапин» как психологическое событие, Боттичелли увидел ее как патетическую и глубоко волнующую сцену.

Нам представляется, что патетика образного решения сильно умеряется портретностью персонажей картины, в которых узнают современников художника, и «балансом» всех мотивов — человека, пейзажа, «истории», архитектуры и так далее. В ней нет принципиально художественного новаторства, которое было в работе 1475—1478 годов. Это произведение скорее «сопутствующее» для автора «Примаверы» и «Св. Августина», уже законченных к этому времени.

Интерес Боттичелли к портретным ^ар_актер11стикам персонажей в «ПоклонеТгиях волхвов» — не просто дань духу времени. Многие художники   второй   половины XV века   «оживляли»   свои   фрески   и   картины
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.