Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 19

и у Боттичелли, являются «учеными свидетелями» чуда, которое перед нами разворачивается. Но это чудо не «мистический очаг» картины — младенец Христос, а весь Универсум в его истории, в гармоническом становлении и гибельных катаклизмах.

Несмотря на известное сходство между творчеством Леонардо и Боттичелли, более существенны различия. Художники стоят на разных принципиальных позициях, и можно попытаться их описать хотя бы в самых основных чертах.

Уже в мастерской Верроккьо наметились пути расхождения. Боттичелли противопоставлял себя мастерской, с ее устремлением к объединению стилей, к поискам атмосферического единства. Он стремился к гармонии чистых цветов и форм. Леонардо воспринял основные тенденции ателье, из которых выросло знаменитое «сфумато». В мастерской вырабатывался тип прекрасного «андрогина». Боттичелли в своих работах дает только его «ангелический» тип, Леонардо дает его в противопоставлении, рисуя одновременно на одном листе голову безобразного старика и страшного воина. Боттичелли стремится к музыкальности ритма и линии, Леонардо работает контрастами, двойственностью, отвергает «гармонию сфер». Боттичелли рассматривает свет как основу формы, Леонардо видит начало формы в светотени, в двойственности ее природы, как встречи света и непрозрачного тела. Боттичелли видит равную красоту планет, их «хоровод», у Леонардо солнце, свет — высшее начало по отношению к другим планетам, которые не «более, чем маленькие звезды», точки в Универсуме.

У Боттичелли мир — лишь аккомпанемент человеку, они не сливаются воедино. Леонардо видит единство бытия. Заостряя вопрос о единой стихии жизни, он пишет: «Я бы хотел найти слова, чтобы показать ошибку тех, которые восхищаются более человеком, чем солнцем, от которого исходит все живое... а люди смертны и обречены тлению могилы» 10. У Боттичелли строй элементов и стихий мира в известной мере подчинен вечной «математической стройности», Леонардо — диалектик, он предчувствует физическую гибель космоса, растворение его элементов, катастрофу, борьбу стихий. У Боттичелли улыбка меланхолична и духовно просветлена, у Леонардо — это знак временной гармонии целого, частью которого является человек. У Боттичелли — метаморфозы человеческих образов, у Леонардо — сближение в битве животных и людей, всей природы, всего мира. У Боттичелли — созерцание разновременных событий, у Леонардо — острое чувство необратимо текущего времени. У Боттичелли сильнее чувство поэтического начала, у Леонардо — больше эксперимент, как начало подлинного искусства. У Боттичелли жест — выражение общей мелодии картины, у Леонардо — ключ к индивидуальным группам и фигурам. У Боттичелли — фрагментарность, фантастика («Брось тряпку с красками на стену и получишь прекрасный пейзаж», по его словам), у Леонардо— «нон-финито», имеющее универсальный характер, как потенциальная невозможность вечной
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.