Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 18

черты многих родственников Медичи, а также мавров, индусов в странных костюмах и множество хижин. Эта работа заменила монахам незаконченную картину Леонардо, от которой в композиции Филиппино сохранились принципы «пирамиды» и группировка «по спирали».

Ясно, что единственный, с кем можно сравнить Боттичелли, был Леонардо. Он сохранил свободную трактовку «Поклонения» Боттичелли как исторического события, симметрию и центральную перспективу, развитие жестов и индивидуальную характеристику персонажей. Большое значение приобрели руины и группы «непризванных» на дальнем плане. Централь-пая группа образует пирамидальную архитектуру картины, ей вторит архитектура руин. Точка схода находится над головой мадонны, и все фигуры ориентированы в этом направлении. Ось симметрии перебивается и одновременно акцентируется высоким лавром позади мадонны. Светотень разбивает картину иа три зоны: поклоняющиеся маги перед Марией, группа «жестикулирующих» вокруг младенца и ангелы, наподобие короны, над головой мадонны и младенца, но лишенные крыльев и не музицирующие, а принимающие участие в мистерии наравне со смертными. Они даны в контрасте с выразительными головами стариков, причем в картине они погружены в сумерки «сфумато», при котором, как пишет Леонардо, особенно прекрасны становятся лица мужчин и женщин. Здесь появляется тот момент погружения в жизнь стихий и «всепоглощающего времени», который особенно привлекал Леонардо. Вряд ли можно сомневаться, что «сфумато» не имело под собой этой «космической подоплеки» и что смешение света и тьмы как двух начал не намекало на постоянную мысль Леонардо о смешении всех стихий и «конце мира». Мы не видим в этой картине какой-либо религиозности, она построена зрелым Леонардо, в соответствии с его основными принципами. Третий план по антикизирующей теме, видимо,— «история» до рождения Христа, по форме — уже зародыш «Битвы при Ангьяри», а потому, может быть, и намек на «смешение стихий» в последний час.

Борьба, контрасты заметны и в противопоставлении «гармонии мира» («пропорционата гармония» — «гармония отношений»), его архитектуры, построенной строго перспективно, пирамидой, четырьмя вертикальными линиями (фигуры по бокам, лавр и столб руин) — бурному движению, морю жестов, которые своим ритмом уводят в бесконечность, взрывают эту гармонию. Контрастно даны две завершающие фигуры, две вертикальные оси картины. Это думающий и ушедший в себя философ слева у переднего края картины и юноша, ведущих! коня, справа; это как бы принципы статики и динамики мира. Движение Леонардо видит и в «физиогномике» и психологии людей. Большая ошибка делать одно лицо похожим на другое, говорит он, и, сознавая реальную множественность мира, одновременно объединяет персонажи в три контрастные группы, которые можно было бы обозначить как «думающие, созерцающие и дискутирующие». Они, как
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.