Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 17

фресках и картинах на исторические темы. Это положение подтверждает Вазари, когда восхищается этой картиной, говоря, что «фигура... царя представляет собой точный портрет Козимо Старшего деи Медичи, самый живой и самый схожий из всех дошедших до наших дней... Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображения голов, повернутых в самых разнообразных положениях — то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства,— ведь даже в свиту трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто — другому. Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется» 9.

Барельефность исчезла, пространство едино, и нет навязчивых планов, разбивающих его. Мягкость моделировки сочетается с плавностью жестов и игрой светотени. Колорит, приглушенный и гармоничный, для Боттичелли более важен, чем для других флорентийцев, у которых он подчинен форме. Но это и не колорит Филиппо Липпи, звучащий под сурдинку, это сильный, звучный колорит. Но это не значит, что совсем не прав Бернсон, усматривая в картине предвестие колорита Ватто («легкость туше, очарование, живость чувств»), видимо, благодаря различным тонким оттенкам голубоватых, розоватых и лиловатых, которые предвещают «Примаверу» и «Рождение Венеры».

В конце 70-х — 80-х годах после «Поклонения» Боттичелли были написаны «Поклонения» Леонардо и Гирландайо. Работа Гирландайо (1487), по мнению исследователей, сохраняет принципы Боттичелли, но с введением «фламандского» пейзажа (триптих Гуго ван дер Гуса появился во Флоренции в 1477 году), с подчеркиванием руин и античного мотива триумфальной арки, через которую въезжают маги. Однако сравнение Гирландайо с Боттичелли и Леонардо, совершенно трансформировавшими тему, звучит натянуто. Добротная картина Гирландайо не столько сохраняет новации двух мастеров, сколько комбинирует «модные» принципы этой темы. Хотя по сравнению с Боттичелли, ясно понявшим свою задачу и не побоявшимся превратить «эпифанию» — явление богов на земле — в историческое событие, Гирландайо архаичен. Он сохраняет хор ангелов, символизировавший раньше «гармонию сфер», но потерявший у него свою символическую выразительность, жесты его фигур не связаны между собой и пристойно благочестивы, он заполняет пустоту бесконечными деталями, не скупится на надписи.

Другой «репликой» с Боттичелли и Леонардо была работа Филипшшо Липпи для монастыря Сан-Донато в Скопето 1496 года. Вазари в общем верно определил ее эклектический характер, указав, что он воспроизвел
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.