Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 12

торип и трактовалась в разных аспектах. Либо в традиционно католическом, то есть как слава небесных сил в их явлении на земле. В таком случае акцент падал на изображение поющих ангелов и «гармонии сфер», что заметно в работах Лоренцо Монако и фра Беато Анджелико. Либо в аристократически-светском, тогда маги превращались в королей и таким образом как бы освяхцалась феодальная структура общества. Такую трактовку предпочитали Медичи, которые были покровителями и президентами «братства королей-магов», устраивавшего «священные представления». Так в 1446 году на улицах Флоренции было устроё'гШ'тм^ыавальное шествие королей-магов, оформленное Микелоццо ди Бартоломео. В конце процессии фигурировала картина Беноццо Гоццоли. В своей знаменитой фреске на тему, аналогичную картине, Беноццо Гоццоли изобразил Лоренцо Медичи в виде «флорентийского мага», и, видимо, нетрудно уловить в светской, декоративной и праздничной трактовке темы отблески концепции покровителя.

Наиболее интересной была «еретическая» концепция Фичино, который здесь расходился со своим покровителем Медичи. Фичино видел в этом событии подтверждение мудрости магов, а отсюда и вообще науки. В этой сцене показана, по его мнению, действенность знания, приведшего мудрецов к Истине. Боттичелли в своем лучшем «Поклонении» 1475— 1478 годов из Уффици близок к «еретической» мысли Фичино. Он отказывается от «королевского» или чисто религиозного истолкования события. Он помещает «президента» Лоренцо как равного в кругу друзей философов и совсем не изображает ангелов, которых сохранил Леонардо, правда, лишив их крыльев.

Прогрессивная позиция Фичино и Боттичелли станет особенно ясной, если вспомнить, что Савонарола видел в этой сцене упразднение ненавистной ему языческой науки. Он трактовал сцену так, что наука больше не нужна, если явилась в свет подлинная религиозная истина. Такая обскурантистская позиция не нашла поддержки у художников. История развития темы «Поклонения волхвов» прошла тот же путь секуляризации от театрального представления — «сакра раппрезентационе», наиболее ярко выраженный в произведениях Беноццо Гоццоли,— до внутренне свободной и гуманистически возвышенной трактовки у Боттичелли. Леонардо затем заострил в этой теме «движения души» и создал атмосферу эксперимента вокруг священной истории.

Уже в первом «Поклонении волхвов» (1471 —1472; Лондон, Национальная галерея) Боттичелли как бы противостоит Гоццоли в суровости и организованности сцены. Вместо роскошного пейзажа видны лишь уступы скал и руины яслей. Античные руины в «Поклонениях» служили также мостом к «язычеству». Для введения античной архитектуры в «священную историю» использовалась даже легенда о том, что во время рождения младенца в римском храме Мира были открыты двери.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.