Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 10

с движением мадонны п младенца, все пронизано светом, и трагизм представляется как высшая мудрость, Царящая в мире.

В искусстве Боттичелли этого времени Уолтер Патер замечает сочетание «очарования, красоты и энергии», а также «симпатии к людям». Слова эти сказаны по поводу «Возвращения Юдифи из лагеря Олоферна» (Флоренция, галерея Уффици), которую Боттичелли написал около 1472— 1473 годов. Юдифь возвращается в родные края после совершения подвига, служанка песет голову Олоферна, грозного врага ее народа. Юдпфь идет спокойно, ее фигура полна уверенности и силы, «бег» служанки придает ее важной походке «героический размах».

Считается, что Юдифь — типичная фигура Боттичелли, одна из тех, которыми он украшал свои картины,— заимствована им и Доменико Гир-ландайо у Филиппо Липни. Скорее всего, все трое вдохновлялись здесь античными рельефами с изображениями граций. Но если у Гирландайо этот мотив не получил развития, то у Боттичелли он претерпел значительную эволюцию. Поэтому между Юдифью и грациями слишком большая разни-* ца, чтобы говорить о каком-либо повторении античных истоков. В движении фигур еще видна зависимость от Поллайоло, но объединение фигур при помощр1 жестов, идущих по кругу (движение рук), топкая взаимосвязь частей композиции (дерево, уравновешивающее неустойчивую позу фигуры служанки) и ритмические соответствия — характерно боттичеллев-ские. Свет помогает подчеркнуть силуэт фигуры Юдифи и служанки. Работа отличается изяществом колорита и спокойным золотистым светом по сравнению с «Нахождением тела Олоферна» (1472—1473; Флоренция, галерея Уффици), другой частью этого диптиха, построенной на контрастах цвета синего и ярко-красного, световых планов и скрещивающихся у тела убитого диагоналей, по которым размещены группы персонажей. Световые планы тождественны с пространственными, в картине единый источник освещения. Боттичелли не ставил задачи разработать эффект двойного освещения, как это сделал несколько позднее Леонардо в «Мадонне в скалах». Нет противопоставления силуэта фигур свету неба на третьем плане, а занавес шатра служит для создания единого тонального и цветового фона картины. В этом смысле «Юдифь» более живописна, в ней меньше от барельефа, и видно стремление построить единое пространство при помощи светотени.

Движение и ритм жестов в «Олоферне» построены по кругу слева направо. Движение слева сильнее, и как в «Юдпфи» дерево, так и здесь всадник на лошади останавливают его и не дают выйти за пределы картины. Четко выявлены основные линии композиции, придающие устойчивость и строящие геометрический каркас, с преобладанием пирамидальных форм. Эти линии обыграны ритмом темного и светлого. Цветовые пятна следуют за композиционным построением — пурпурно-красный цвет, то сияющий, то погруженный в тень, как бы образует овал на фоне голубых
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.