Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 8

поколений мастеров. Сохранился рисунок Боттичелли, изображающий Иоанна Крестителя (1478) из группы,' «Распятие» (1457) Антонио Поллайоло, где киворий также воспроизводит архитектуру Брунеллески. Эти заимствования Боттичелли внутренне оправданы — архитектурная форма с выгнутыми волютами как по своим пропорциям, так и по общему движению следует пластике фигуры; пространство скорее «скульптурно», его выразительность заключена в соотнесенности с той или иной формой тела и движением фигуры, несмотря на твердые перспективные построения.

Цвет интенсивно декоративный и «вещественный». Чеканная форма, ювелирность деталей и изящество их обработки, вероятно, идут от Веррок-кьо. Особое значение имеет спиралеобразное движение фигуры: одна нога выдвинута вперед, и чувствуется готовность встать, наклон головы — в сторону выступающей левой ноги, левая рука и плечо следуют в этом же направлении, во всем видна неизбежность движения. Но движения нет, руки «Силы» не приспособлены для оружия, они его едва касаются, не выявляя готовности к действию. Ее руки — это руки мадонны, держащей младенца. Ее лицо — это лицо мадонны, погруженной в меланхолические размышления. Современники, видимо, не замечали этой раздвоенности, они ценили искусство исполнения и законченность, владение перспективой. Их привлекала героическая концепция человеческой фигуры. Но Боттичелли здесь скорее в чем-то предвосхищает фигуру Джулиано Медичи работы Микеланджело с ее двойственностью: силой, динамикой движения и отсутствием воли к действию. Правда, движения фигуры Боттичелли более для щиеся и плавные, и нет резкого противопоставления движения нижней части фигуры движению плеч, что иногда придает фигурам Микеланджело оттенок мучительности и безысходности. Боттичелли в это время соединяет с Микеланджело только напряженный лиризм и внутренняя сосредоточенность героев, движениям его фигуры далеко до сложности движения у Микеланджело. И все же надо отметить особую позицию Боттичелли по отношению к современной ему трактовке движения у Поллайоло и других мастеров. Он заостряет внимание на осмыслении этого движения, ему важно не только показать соответствие между движением и состоянием души, но и раскрыть противоречивость и сложность этих отношений, выразить через них внутренний духовный мир человека, его нравственный облик. Это резко выделяет его среди мастеров XV века, но приближает не к Леонардо, а к Микеланджело.

Возможно, что эта «одухотворенность» образов Боттичелли отчасти объясняется его склонностью к поэзии, а не только к математике и перспективе. Но для этого периода нет документальных данных, чтобы твердо говорить о значении гуманистической литературы или традиции Гвидо и Данте для искусства Боттичелли.

К «Силе» очень близка по стилю написанная, по-видимому, сразу же вслед за нею «Мадонна с младенцем и шестью святыми»   (1470; Флорен-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.