Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




страница 5

«тактильных ценностей», присущих флорентийцам. В общем, картина построена по всем правилам, Боттичелли даже использовал центральную перспективу с единой точкой схода. В работе сразу не заметны противоречия «математической» эстетики и «внутренних движений души».

Интересно, что эта структура композиции использована им для создания особо интимной вещи — «Кормящей мадонны», или «Мадонны с младенцем и двумя ангелами» из Лондонской национальной галереи (1469) Пропорции фигур здесь необычайно изысканны,, и утонченная хрупкость образов мадонны и ангелов противопоставлена четким линиям плоскостей стен и нескольким геометризованным деревьям, которые, в отличие от неапольской картины, противостоят плавности линий фигуры мадонны. Точка зрения взята снизу, и вся сцена видна как бы издали, превращена в видение. Легкость во владении образным строем композиции говорит, что перед нами мастер, вступающий на самостоятельный творческий путь.

Особо нужно отметить понимание цветовой гармонии у раннего Боттичелли. Он использует сочетания насыщенных красок, что отличает его как от Филиппо Липпи, который во многом основывал строй картины на принципе «валера», так и от Альберти. В первой половине века Альберти рассматривал цвета как градации черного и белого, отсутствие теории солнечного спектра заменялось у него соотнесением цветов с четырьмя элементами — огня (красный), воздуха (голубой), воды (зеленый), земли (серый). Гармония мыслилась как «дружба цветов, которые, будучи соотнесены один с другим, придают изящество и благородство». Но это соотнесение описывается у Альберти как хроматическое, как основанное на добавлении черного или белого.

В понимании/т;вета7Боттичелли далек и от «цветовой» эстетики кружка гуманиста Марсйлио Фичино — эстетики изолированных пурпурных красок и золота, которые служили символом «невидимого света». У Боттичелли дополнительные цвета, включенные обычно в сложную цветовую гаммут созда!от~1ШджмУю~Та1гмонию, которая далека от чистой концепции «невидимого света»  (например, в «Поклонении волхвов» 1475—1478 годов).

Дальнейшей реакцией против теории изолированных цветов как знаков «невидимого света» было знаменитое «сфумато» Леонардо. Оно родилось, по-видимому, из поисков «атмосферических» цветов мастерской Верроккьо. Оно решило и проблему «линия или масса», то есть проблему Мазаччо — Поллайоло. Но «сфумато»   было и новой идейной позицией.

Антиномизм Леонардо сказался в противопоставлении непрозрачной вещи свету. Появляется дуализм светотени. Тень происходит от двух совершенно различных элементов: один телесный, другой духовный, телесный — непрозрачность темного тела, духовный - - свет.   Встреча   тела   и света есть причина тени. Для Боттичелли тени нет дуализма света. Боттичелли-решает проблему «нат1' я гьности» через видимую цветовую гармонию, свет остается как основ   видения этой гармонии. Для
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.