Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Введение arrow страница 10

страница 10

рование, все же поместив его среди второстепенных. По словам Патера, Боттичелли предвосхитил ту «мечтательную нежность, которая является достоянием нашего времени», его образы «ангелоподобны», «неустойчивы», «овеяны грустью». За книгой Патера появился ряд работ, в которых развивались его положения. В духе символизма начала XX века, с акцентом на «вечно женственное», трактует Боттичелли русский критик П. Муратов. Для него «Рождение Венеры» — «это лучшая из всех картин на свете». А. Бенуа, напротив, упрекает Боттичелли в «декадентстве», низко оценивает мастерство художника, утверждает, что Филиппино Липпи технически превосходит Боттичелли. «Декадентские» начала в творчестве Боттичелли акцентировали А. Супино, Э. Жебар и другие исследователи.

В первой трети XX века появляются три основные работы — монографии Хорна, У. Яширо и Мениля. Хорн и Мениль, основываясь на документальном методе, обладали и большой чуткостью к художественным достоинствам произведений. Ценность их монографий состоит в огромном материале, который они ввели в обращение. Хорн истолковал все сюжеты и дал расшифровку надписей. Его работа остается до сих пор самой полной по обилию и точности документации.

Трехтомная монография японского профессора Яширо явилась реакцией на эту тенденцию европейского искусствоведения. Он критикует «знаточество», «документализм», отыскивание влияний «стильно-критической» школой, недооценивающей своеобразие художника. Яширо считает, что только инстинктом можно постичь произведение искусства. Он призывает смотреть «открытыми глазами» и «чувствовать» его. Несмотря на известную слабость такого подхода, Яширо делает ценные наблюдения, дает новые атрибуции и тонкие анализы. Он первый убедительно доказал мастерство Боттичелли-колориста.

Плодотворными для изучения Боттичелли следует считать известные работы Б. Бернсона и Л. Вентури. За последнее время самыми ценными для исследователя Боттичелли являются труды так называемой иконоло-гической школы. Она требует критического осмысления, хотя такие имена, как Панофски, Шастель, Винд, могут быть поставлены в ряд по значению с Вельфлиным, Варбургом и другими. Представители этой школы посвятили специальные исследования творчеству Боттичелли. Иконологическая традиция в исследовании искусства Боттичелли началась с работ известного немецкого ученого Варбурга, основателя течения, написавшего блестящую диссертацию о «Примавере» и «Рождении Венеры». Хочется отметить, что работа Варбурга не является чисто иконологической, так как он уделяет большое внимание раскрытию пластических особенностей анализируемого произведения. Собственно же иконологическая школа заостряет все внимание на раскрытии литературно-философского уровня произведения, видит в нем главным образом знак определенной культурной и исторической эпохи. Поэтому часто в орбиту исследований иконологического направле-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.