Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Введение arrow страница 9

страница 9

помогло ему увидеть реализм, большое мастерство Боттичелли, отметить его знание перспективы. Данная оценка совпадает с письмом агента к Лодовико Моро, который говорит о «мужественной манере» и «совершенных пропорциях», (она справедливо была поднята на щит такими крупными авторитетами, как Г. Хорн и Ж. Мениль). Но Вазари нарочито выделяет лишь одну картину — «Поклонение волхвов» из Уффици, как бы не замечая остальные, гораздо более совершенные произведения. Он долго распространяется о посредственной картине «Успение», теперь справедливо отданной Боттичини, хваля ее достоинства только потому, что она заключала в себе «еретическое» учение об ангелах. Видимо, и высокая оценка «Поклонения волхвов» из Уффици связана с тем, что там изображены Медичи, и автор не может не польстить им при удобном случае.

Для Вазари остались непонятными и рисунки Боттичелли к Данте. Он пишет, что на них художник «потратил много времени, а так как в это время он не работал, то это внесло в его жизнь большой беспорядок». Своеобразный ум Боттичелли он характеризует выражением «персона софистика» («каверзный, софистический»). Лицемерны сожаления о том, что Боттичелли, став «пьяньоне» («плаксой»), то есть последователем Савонаролы, будто бы погубил свой талант. Достаточно сказать, что брат Боттичелли Симоне, будучи ревностным сторонником Савонаролы, не мог не потребовать от художника подписать послание к папе в защиту монаха, но подписи Боттичелли на нем нет. То, что Боттичелли не был «плаксой», доказывает и письмо Микеланджело, адресованное Боттичелли, с просьбой передать его Медичи в 1496 году, в разгар движения «пьяньоне», и посещение его мастерской врагами Савонаролы. Трудно сказать, к чему Вазари имел большую неприязнь, к фанатичной вере Савонаролы или к его твердым демократическим убеждениям и борьбе с тиранией. Во всяком случае, необходим критический подход к Вазари при исследовании творчества Боттичелли, художника во многом противоположного самому Вазари.

Начиная с XVI века имя Боттичелли предается забвению вплоть до XIX века, когда воздействие искусства XV века на художественную жизнь английских прерафаэлитов побудило ряд авторов приписать им открытие художественных достоинств искусства Боттичелли. На самом деле, глава прерафаэлитов Россетти узнал о Боттичелли от своего брата и смотрел произведения Боттичелли по его рекомендации, долгое время не замечая «Примаверы», которой он позднее посвятил сонет, говорящий скорее о внешнем понимании произведения. Более сильно его захватили портреты Боттичелли, но и тут, видимо, надо учитывать влияние известного английского критика Рескина, высказывания которого о Боттичелли двусмысленны и в общем неверны.

По существу, первым настоящим интерпретатором искусства художника был английский писатель второй половины XIX века Уолтер Патер, который отметил особенности искусства Боттичелли, его неповторимое оча-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.