Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Введение arrow страница 6

страница 6

Ренессанса важно исследовать, и какой строй Универсума, то есть «всего сущего», выражает композиция, так как каждый крупный мастер XV века по-своему художественно переосмысливал весь космос. Опираясь на мысль Фридриха Энгельса о том, что титаны Возрождения «были кем угодно, но только не людьми буржуазно ограниченными», можно утверждать, что и лучшие произведения искусства были универсальны, а это требует от исследователя соответствующего метода анализа. Именно эти соображения заставили автора книги дать по возможности полный разбор главных шедевров Боттичелли.

Усиление линежндш д в искусстве второйполовины XV века нельзя поэтому рассматривать только как доказательство возврата к готике. Чисто формальное указание на линейность не раскрывает ее содержания. Выразительное значение орнаментально-декоративной линии готики прямо противоположно значению линейности, возникшей во второй половине XV века в связи с задачей передать в живописи не только органическое движение человеческдго тела (что было уже достигнуто в первой половине века), но и изобразить через движение более глубокие, духовные основы бытия. Движение, еще стихийное у Антонио Поллайоло, включается у Боттичелли в общую гармонию мира, приобретает универсальную закономерность. Включая образ человека в образ всего космоса, Боттичелли передал движение человека в этом новом, сложном, но гармонически устойчивом космосе, и не только внешнее его движение, но движение его души. Осознание нового, «подвижного» отношения к миру и к самому себе передается им во всех, едва уловимых оттенках. Видимо, такие задачи в XV веке можно было решить только при помощи виртуозного владения линией.) Предшественником Боттичелли на этом пути был ( Донателжр— наиболее яркшГпредставитель реализма XV века. В его рельефах" линия функциональна, соотнесена со светом. Порождая форму, она вносит драматизм и динамику. Открытие новых выразительных возможностей линии не помешало развитию объемно-пластических представлений. В искусстве Донателло, как и вообще в реалистическом искусстве XV века, сосуществуют эти два аспекта пластической образности, они дополняют друг друга. Усиление линейности во второй половине XV века в известной мере связано и с развившимся у художников чувством ансамбля, и с новой функцией картины. Большие холсты — панно — заменяют фреску и составляют определенный цикл. Они были рассчитаны на то, чтобы их легко можно было заменить другими, и должны были заключать в себе уже поэтому элемент мобильности. Статичные, скульптурно-объемные, довлеющие себе в своем героическом величии фигуры Мазаччо здесь были бы функционально не оправданы.
 
Линейность явилась, таким образом, в результате решения новых проблем, а не в результате реакции и возврата к старому. Она многозначна и, как все искусство XV века, не может быть понята в узких для нее рамках готической тенденции или буржуазного рациона-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.