Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Введение arrow страница 5

страница 5

рые прогрессивные исследователи (А. Хаузер, Ф. Анталь). Исключением являются новые, более широкие концепции (Э. Панофски, Э. Баттпсти) б, согласно которым готическое начало рассматривается как творческая, никогда не угасающая связь нового искусства с огромным запасом народного фольклора и фантастики, питающих воображение художников.(_Готи-ческое начало представляется как вечно меняющийся, вплоть до наших дней творческий фон всего нового искусства. Плодотворность последней точки зрения очевидна особенно на примере искусства Боттичелли. Т^ам, где сторонники концепции готической реакции замечают лишь, как Хаузер, выражение вкусов городской буржуазии и феодальной знати (причем «их вкусы во многом сходились» и в конце кватроченто и то и другое приобрело «придворный характер») 7, надо уметь видеть прежде всего народные, реалистические тенденции. Тогда искусство Боттичелли не будет выглядеть «придворным», а зазвучит как живое воплощение гуманистических и народных начала
 
В «Троице» (фреска в церкви Санта-Мария Новелла) Мазаччо изобразил на первом плане две фигуры донаторов — Сассетти и его супругу. Анталю этого достаточно, чтобы говорить о принадлежности искусства Мазаччо к высшей буржуазии 8. Основательный художественный анализ позволяет увидеть в произведении Мазаччо столь широкое содержание, которое вряд ли было доступно супругам Сассетти. К тому же нельзя забывать, что, помимо буржуазии и аристократии, которая во Флоренции была ослаблена, существовал народ, который активно боролся за свои права и за участие в самоуправлении (косвенно это отражалось в искусстве). Поэтому стремление видеть в поздних работах Боттичелли — и у других флорентийских мастеров этого времени — возврат к готике или готическую реакцию (Анталь, например, считает большинство художников флорентийцев XV века зависимыми от готической тенденции и объявляет чистым готиком Андреа дель Кастаньо) является не только результатом неверных тенденций рассматривать искусство Ренессанса под углом зрения борьбы буржуазного рационализма, его натуралистических тенденций с иррациональной готически-аристократической традицией, но и проявлением ограниченности в методе искусствоведческого анализа. Художественная форма произведения и соответственно его содержание оцениваются на основе очень узкого круга стилистических признаков.

В качестве этих признаков, выражающих борьбу готической реакции и буржуазного рационализма, Анталь и другие называли линейность, с одной стороны, и объемность, перспективу, анатомическую правильность, психологизм — с другой. Но искусствоведческий анализ предполагает не простую фнксащно тех или других признаков. Гораздо важнее определить, какой тип пространства выражает то или другое линейное или объемное построение, как трактует художник отношение пространства, времени и массы, как понимается движение, свет и так далее. А для картины эпохи
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.