Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:



Главная arrow Введение arrow страница 4

страница 4

(наряду с наследием византийской и готической культур). Царило убеждение, что только на основе изучения античности мастер может достичь подлинного своеобразия. Памятники античности были представлены в Италии лучше, чем где бы то ни было. Греческие рукописи, попавшие в Италию через Византию, позволили познакомиться с античной философией и литературой. «В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения т 20, стр. 345-346).

В отношении художественной формы было важно преодоление средневекового расхождения между «античными темами» (сюжетами) и «мотивами» (пластическими образцами). Когда средневековый художник заимствовал античный сюжет, например «Похищение Европы», то он трактовал его как близкое ему событие 4, в романо-готических формах. Если он избирал пластический мотив Геракла, то изменял античные формы и придавал ему новые атрибуты, христианскую символику, так что сходство с античным памятником оставалось самое отдаленное. Ренессанс также использовал античность в своих целях, но его интерпретация была глубже и органичнее. Античные герои (например, Орфей, Геракл и другие) трактовались как гении-творцы, созидатели человеческой цивилизации, они становились духовно близкими гуманистам Возрождения, а следовательно, и античная форма обретала новую жизнь. Образы античных героев, их свершения в этом смысле противостояли чисто духовным подвигам христианских святых. Новая иконология (то есть иконографически оформленные идеи), создаваемая художниками раннего Возрождения, становилась выражением внутренней борьбы с наименее гибкими и застылыми церковными традициями в искусстве. И античная фор_ма^ее «человеческая мера», конечно, в преображенномвиде, 'Становилась органической частью художественного обновления мира.

В современной зарубежной литературе большое место занимает вопрос о готике в Возрождении, имеющий особенно важное значение в связи с творчеством Боттичелли. Широкое распространение получила уже устаревшая, но еще чрезвычайно сильная и живучая концепция так называемой готической реакции. Сторонники этой теории рассматривают исторический процесс искусства Ренессанса как механическую, правда, небезболезненную, смену прогрессивного буржуазного реализма реакционной готикой . При таком взгляде принято непосредственно связывать отдельных художников с той или иной социальной средой, от которой они получали заказы. При этом мировоззрение заказчика приписывают художнику и далее прямо переносят на художественное произведение. Эту, по существу, вульгарно-социологическую точку зрения поддерживают также и некото-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.