Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




79

облик: куполу собора Санта Мария дель Фьоре, кампанилле Джотто, стенам и башням палаццо Веккьо, нетрудно узнать Флоренцию. Боттичелли в данном случае, важно подчеркнуть, что речь идет о конкретном городе. На Флоренцию надвигается туча, закрывающая половину неба, в ней прячутся дьяволы с мечами. Но слева, над городом, небо чисто; здесь в золотом сиянии появляется бог, посылающий навстречу черному облаку щиты с крестами, чтобы отразить нашествие дьявола.

В «Распятии» звучит мысль, которую часто высказывал Савонарола,— о неизбежности наказания за содеянные грехи и о возможности очищения путем раскаяния, молитвы, праведного образа жизни. Боттичелли все это связывает непосредственно с Флоренцией. Художник намеренно поместил ангела справа, под сенью грозной тучи,— эта часть картины символизирует небесную кару; Магдалина —с другой стороны креста, здесь небо осталось светлым и все олицетворяет надежду на спасение, не случайно столь исступленно и страстно прильнула Магдалина к подножию распятия. Сквозь символически-религиозную оболочку сюжета прорывается такая пылкая и такая отчаянная любовь Боттичелли к родному городу и тревога за него, что перед нами во весь рост встает не только фигура крупнейшего художника кватроченто, но и образ гражданина, живущего надеждами и чаяниями своего времени.

Если в «Распятии» Боттичелли говорит об опасностях, грозящих Флоренции, то в другой картине — «Рождество» (Лондон, Национальная галерея)—он выражает стремление* обновлению и всеобщему счастью: Среди всех поздних произведений художника «Рождество»— единственное, имеющее точную дату—1501 год. В. верхней части «Рождества» сделана надпись по-гречески: «Эта картина была написана мной, Александре, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в XI главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено на этой картине».

Художник использовал сюжет, к которому неоднократно обращался" на протяжении 70-х годов — рождество Христа и поклонение волхвов. Но не случайно все ранние картины носят название «Поклонение волхвов», в то время как находящаяся в Лондоне — «Рождество». Здесь поставлен иной акцент: не праздничное шествие волхвов, а таинство и чудо; не те, кто поклоняется, а тот, кому поклоняются. Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями, выпавшими на долю Флоренции, недаром он упоминает, что картина создавалась в «смутные» времена. Нельзя с абсолютной достоверностью сказать, что имел в виду Боттичелли — процесс ли над Савонаролой, новое ли вторжение французской армии (1498 г.) на территорию Италии, или политику Цезаря Борджиа (сына Александра VI), который в 1501 году осадил г. Фаэнцу и угрожал независимости Тосканы, но несомненно какое-то из этих событий, а, может быть, и все вместе взятые заставили Боттичелли употребить слово «смута».

Художник создает необычную по иконографии сцену: исчезли античные руины, служившие фоном в его ранних «Поклонениях». В центре— пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под ней нашло приют святое семейство. Около традиционных ясель на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. Напротив нее, скорчившись, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Вокруг этих главных действующих лиц, не смея приблизиться к яслям, группируются остальные персонажи: справа — пастухи, слева — волх
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.