Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




75

пропорций человеческого тела, нарушает масштабность в соотношении фигур: у мадонны крупная голова и небольшое тело, очертания которого неясно расплываются под складками плаща, она дотрагивается правой рукой до обнаженной груди в знак того, что она вскормила Христа. Подобное произведение отвечало требованиям, предъявляемым Савонаролой: «В чем заключается красота? В красках? Нет. Во внешнем облике? Нет... Взгляните на бога: поскольку он весь-свет, постольку он сама красота»41.

И все же, несмотря на мистическую сущность, в «Мадонне под балдахином» еще сильна лирическая основа и та наблюдательность в передаче деталей, которая делает картину привлекательной и для современного зрителя. Чтобы почувствовать это, достаточно обратить внимание на пейзаж и на то, с какой трогательной любовью показаны предметы — сияющая под лучами света ваза, молитвенник, аккуратно положенный на подушку с кисточками, — на то, как стараются ангелы приподнять края тяжелого балдахина, и, особенно, как бережно и нежно ангел в лиловом одеянии ведет младенца к мадонне. В этой картине еще не исчезли чисто боттичеллиевские изящество и тонкость, которые могут служить лучшим свидетельством его авторства, правда, подтвержденного в данном случае подписью: на золотых пальметках в верхней части балдахина различимы буквы S.M.F. — Сандро Мариано Филиппепи.

Определить последовательность создания поздних работ Боттичелли трудно. Однако общие стилистические приемы позволяют выделить группу картин, относящихся к концу 1490-х — началу 1500-х годов.

Очевидно, уже после смерти Савонаролы были созданы два варианта «Положения во гроб» (Милан, музей Польди Пеццоли, и Мюнхен, Старая Пинакотека). Обе картины могут быть восприняты как отклик на казнь Савонаролы, что и обусловило выбор сюжета — оплакивание Христа. В миланском варианте крупномасштабные фигуры почти полностью заполнили всю плоскость картины, фон — черное отверстие пещеры с виднеющимся краем саркофага.

Все усилия художника направлены на передачу невыносимой скорби, которая лишила чувств богоматерь, заставила Магдалину согнуться и припасть к ногам Христа, надела на лица оплакивающих маску страдания. Кажется, что боль пронзила каждую линию композиции: резкий контур тела Христа словно свидетельствует о перенесенных им страданиях, под углом клонится голова, острый угол образуют согнутая в локте рука и приподнятые колени. Стремительно бегут линии, очерчивающие бессильно упавшую руку мадонны, лишившейся чувств.

Рядом с Марией стоит Иоанн Креститель, прижав ее голову к своему плечу. Их сильно сближенные лица — центр композиции, подчеркнутый контрастами цвета. Голова богоматери, покрытая черным плащом, выступает на фоне ярко-красной одежды Иоанна. Над^всей группой возвышается фигура святого, поднимающего к небу символы страдания Христа — терновый венец и гвозди. В нем — просветленная одухотворенность, вера в необходимость свершившегося. Он противостоит боли, которая ощущается не только в фигурах, но буквально в каждой складке одежд.

Аналогичным настроением проникнута и мюнхенская реплика «Положения во гроб». Но здесь продолговатый формат картины диктует художнику рельефное, построение композиции. Иначе, чем в предыдущем варианте, выглядит фигура Христа, проработанная с неожиданной пластической силой. Через все поздние наслоения пробивается воспоминание о былом увлечении художника античностью и выливается в величавый показ язычески прекрасного юного тела.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.