Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




73

остался ему чужд, но и по-своему враждебен; он не мог ни понять, ни принять той новизны, которую несли с собой его великие соотечественники. Последние годы жизни художника падают на первое десятилетие XVI века, но в своем творчестве Боттичелли не вышел**за грань XV столетия и, более того, сделал резкий поворот к средневековой живописи, бывшей для других давно пройденным этапом.

В поздний период Боттичелли обращает особое внимание на эмоциональную сторону своих картин. В 1489—1490 годах он написал «Благовещение». Евангельская легенда об ангеле, возвестившем Марии будущее рождение Христа, привлекала издавна мастеров разного темперамента и склада. Рельеф с изображением «Благовещения», созданный Донателло в 1435 году, во многом предопределил иконографию сцены для флорентийских живописцев. Ангел Донателло представлен в интерьере перед несколько удивленной патрицианкой, которая, встав с кресла, сделала движение в сторону, но, осознав, что перед ней посланник неба, остановилась, склонив голову и приложив руки к груди. В рельефе Донателло разная направленность движения придавала убедительность пространственному решению и живость происходящему.

В картине Боттичелли, при определенной композиционной близости ее к работе Донателло, настроение совсем иное. Ангел здесь — вестник, принесший мистическое предсказание. Он преклонил колени, ни вся фигура полна нервного трепета. В его руке — огромная лилия, символ невинности, под тяжестью ее цветов сгибается длинный стебель. За плечами ангела вздымаются зеленые крылья, и хотя он неподвижен, все еще клубится прозрачная вуаль, а около ног вихрем разметалась розовая одежда. Приподнимая лицо, он протягивает к мадонне руку и, повинуясь этому жесту предсказания и предостережения, навстречу его руке мадонна простирает свою.

Для боттичеллиевской героини благовест ангела — слишком сильное потрясение: она лишена сил, словно теряет сознание, ее ноги подкосились, склонилась голова, и лишь жест руки выражает покорность высшей воле. Не осталось следа от драгоценных камней и нарядных тканей, украшавших мадонну в сцене «Манификат». Традиционное сочетание красного платья и синего плаща художник нарушает введением темно-зеленого, почти черного, воротника и подкладки плаща, отороченного узкой золотой полоской. Боттичелли словно вспоминает слова Савонаролы о простоте одежды Марии, но не в силах до конца отказаться от той радости, которую доставляли ему пышные узорчатые ткани и сияние золота.

Беспокойство линий, обозначающих контуры обеих фигур, выявляется благодаря тому, что сцена разворачивается в предельно простом интерьере. Если не считать подставки с лежащим на ней молитвенником, то комната пуста. Единственное, что украшает помещение,— это ярко-красный пол с белыми квадратами; серая гладь стены прорезана дверью, в ее проеме виднеется пейзаж, каждая деталь которого отличается четкостью очертаний, что придает особую прозрачность всей атмосфере ясного дня. Там, за дверью, вполне реальная природа, а на первом плане — таинственная мистерия, глубоко религиозная по смыслу, и в ней нет места ни будничным мотивам, ни светским настроениям.

Еще более показательно для позднего Боттичелли маленькое, превосходное по качеству выполнения, тондо «Мадонна под балдахином» (1495 г., Милан, Пинакотека). Под сенью алого балдахина, образующего шатер, края которого поддерживают два ангела, третий ангел подводит к коленопреклоненной мадонне младенца Христа. Невысокий мраморный парапет отделяет первый план от очень тонко тракто-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.