Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




70

листе разновременные эпизоды. Его Вергилий ничем не напоминает образ античного поэта, напротив, он ассоциируется с представлением о средневековом маге — человек с длинной бородой, в колпаке и плаще с капюшоном.

Боттичелли по-своему разделяет ад, чистилище и рай. Обращаясь к первой части поэмы, он создает более повествовательные и многофигурные иллюстрации. В «Чистилище», и особенно «Рае», художник переносит акцент с внешних событий на внутренний смысл строк. В «Рае» масштаб фигур увеличивается; Боттичелли преимущественно останавливается здесь на двух героях — Данте и Беатриче. Фон исчезает—место пребывания поэта и его возлюбленной обозначается только при помощи круга, призванного символизировать сферу Солнца, Меркурия и других планет.

Рисунки отличаются той законченностью и целостностью, которая является свидетельством высокого художественного совершенства. Почти везде Боттичелли оперирует только контуром, не моделируя формы светотенью, не прибегая к штриховке. Этим достигается особая легкость и тонкость рисунков, а линия, меняющая ритм и темп, превращается в единственное выразительное средство.

Иллюстрация к XVII песни «Ада» изображает седьмой круг, где в раскаленных песках томятся ростовщики. Боттичелли помещает в центре овал, обозначающий восьмой круг, и над ним маленьких корчащихся человечков, пытающихся спастись от языков пламени. В этом рисунке Боттичелли восемь раз повторил фигуру Данте и превосходно, за счет изменения линии от спокойно текущей к порывисто бурной, показал движения чудовища Гериона, на которое садятся Вергилий и Данте, чтобы продолжить странствие по кругам ада. Сначала чудовище спокойно лежит на краю пропасти, сложив крест на крест когтистые лапы, затем грудь начинает выгибаться, лапа приподнимается и, наконец, вытянув шею, Герион устремляется в бездну. Боттичелли, казалоь бы, непосредственно следует за словами поэта:


И образ омерзительный обмана, Подплыв,
но хвост к себе не подобрав, Припал на
берег всей громадой стана. Он ясен был
лицом и величав Спокойством черт,
поиветливых и чистых. Но остальной
змеиный был состав. Две лапы, волосатых
и когтистых: Спина его, и брюхо, и бока —
В узоре пятен и узлов цветистых.


Однако образного совпадения не получается. У Данте все полно грозной силы, а фантастический мир, созданный Боттичелли, приближается к изображению наивного ада в сцене «Страшного суда» школы фра Анджелико.

Ряд рисунков отличается большой ясностью, другие, как например, иллюстрация к XIII песни «Ада», представляют сложный для восприятия узор. В иллюстрации к этой песни Боттичелли берет за основу ее начальные строки:


Еще кентавр не пересек потока,
Как мы вступили в одичалый лес,
Где ни тропы не находило око.
Там бурых листьев сумрачен навес,
Там вьется в узел каждый сук ползущий,
Там нет плодов, и яд в шипах древес.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.