Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




64

от Боттичелли почти пятью столетиями. Однако выбор сюжетов для рельефов сказочного дворца, конечно, не был случайным. Скорее всего Боттичелли выразил в них свое представление о красоте, морали, любви, трактуя эти понятия в духе неоплатонизма. Наличие рельефов вновь свидетельствует о двойственности «Клеветы Апеллеса». Боттичелли словно находится перед необходимостью сделать выбор. С одной стороны, перед ним античность, столь дорогая сердцу флорентинца XV века, с другой — представление о высшем откровении, и это откровение не содержится ни в философии, ни в образах античности; оно — в самоотречении, в божественной истине.

На примере этой картины видно, что Боттичелли утрачивает внутреннюю целостность, которой были отмечены его произведения минувших лет. Изобразительный язык становится более резким, линия достигает предельной напряженности, лирическая эмоциональность уступает место драматическому началу. «Клевета Апеллеса» становится своеобразным отречением художника от прежнего этапа творческой деятельности. Эта картина замыкает ряд знаменитых светских произведений мастера и прокладывает дорогу к более поздним его работам, в которых определяющими станут мистические настроения и архаические изобразительные средства.

К «Клевете Апеллеса» близка по настроению картина, тоже созданная в середине 90-х годов и известная под названием «Покинутая» (Рим, коллекция Роспильози). Как почти каждое произведение мастера, «Покинутую» можно трактовать по-разному, и некоторые исследователи воспринимают ее как символическое воплощение идей неоплатонизма. Здесь уместно вспомнить, что многие произведения художника так или иначе связаны с философскими воззрениями его времени, но ни одно не было прямой иллюстрацией к ним. Правильнее предположить, что Сандро Боттичелли обратился к какому-нибудь религиозному сюжету, возможно, к истории Фамари, опозоренной, а затем изгнанной сводным братом. Библейские строки почти полностью совпадают с тем, что представлено на картине: «И вывел ее слуга вон и запер за ней дверь. И посыпала Фамарь пеплом главу свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою и так шла и вопила».

В данном случае конкретность источника не так уж важна, ибо какой бы момент легенды ни имел в виду Боттичелли, он поднимается в этой картине до общечеловеческого звучания темы, выражая ее с такой степенью лаконизма и простоты, с такой психологической глубиной, какую ранее у него трудно было обнаружить.

Почти все пространство картины занимает каменная стена, прорезанная глубокой аркой; перспектива замкнута наглухо закрытой дверью, завершенной остриями. Только между остриями и дугой арки — маленький клочок синего неба, далекого и недостижимого, оставшегося в пределах того мира, из которого сурово и безжалостно изгнана женщина, сидящая на ступеньке около стены. Она сгорбилась, втянув голову в плечи, густые пряди волос беспорядочно рассыпались по спине, лицо скрыто за судорожно сжатыми руками, маленькие босые ноги стоят на холодных плитах. На женщине — белая рубашка, остальные одежды разбросаны рядом. Изгнанная, покинутая, одинокая, она осталась перед неприступной стеной, перед запертыми дверьми, отрезавшими ее от-прошлого. Человеческая фигура кажется совсем крохотной на фоне стен, поднимающихся ввысь и подавляющих ее своим холодным геометризованным ритмом. Это впечатление усиливается благодаря разнице контуров — мягкого, круглящегося в абрисе фигуры и резкого там, где обозначается граница каменной кладки.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.