Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




63

раза иное. До XV века изображение «нагой Истины» носило в искусстве строго церковный характер и воспринималось как персонификация добродетели. К этому и вернулся Боттичелли. Новое отношение художника к наготе может быть отчасти объяснено знакомством  с проповедями Савонаролы. Обнаженное тело введено в  композицию не с тем, чтобы восхищаться  безупречностью пропорций и красотой его цветения, а лишь как символ непреложной, явной Истины, которая жестом поднятой руки указывает на то, что высшая справедливость— это справедливость неба, но ее нет в мире клеветы и низости. Не только Истина, но и другие образы картины кажутся холодными и бесстрастными, зато линия приобретает в композиции яростную динамичность. Она становится основным выразительным средством: то клубясь, то ломаясь, она напоминает вздымающиеся волны,  готовые захлестнуть высоко поднятый трон; бешеный ритм движения  пронизывает и  фигуры женщин,  нашептывающих обвинения  неверному правителю. Образы, созданные здесь художником,   еще   очень  «боттичеллиевские»: девушки с тонкими чертами, золотыми прядями  разметавшихся волос, в светлых, легких одеждах. Но все лица холодны и бесстрастны. Тем более резкими кажутся движения то склоняющихся, то выпрямляющихся тел и конвульсивно-нервные жесты. Подчеркнуто длинные пальцы вцепились в волосы, стараются туго  затянуть ленту, не могут разжаться, чтобы выпустить цветы, оплелись вокруг запястья Клеветы, беспрерывно и настойчиво мелькая.

По контрасту с возбуждением фигур особенно спокойным и величавым кажется сказочно-великолепное сооружение — с тремя кессо-нированными арками в центре, с фризами и нишами, — в основе которого чувствуются переработанные черты   античного   зодчества.   Необыкновенную пышность придают, простой в сущности, конструкции обилие золоченых фризов, густо покрывающих верх и низ здания, и  многочисленные статуи в нишах. Для того, чтобы соединить два изобразительных ряда — преувеличенную нервозность действующих лиц с покоем торжественных архитектурных форм, — Боттичелли в ниши здания помещает скульптуры,   кажущиеся   одушевленными.   Статуи, словно живые люди, то наклоняют головы, протягивают  руки, сжимают оружие, то с интересом смотрят вниз,   и  тем   самым   превращаются в эмоциональных участников происходящего.

В целом же скульптура, введенная художником  в картину, очень напоминает ренессансную пластику, в первую очередь святых и пророков Донателло, выполненных им для фасада церкви Ор Сан Микеле. Среди статуй,  первая справа — Юдифь, у ног которой лежит голова Олоферна. В нише, находящейся за группой Клеветы, Коварства и Обмана, стоит святой Георгий с мечом, опираясь на щит. Подобно  тому как в сюжеты христианских легенд Боттичелли вводил образы античности, так, воспроизводя сцену, известную по описанию Лукиана, он помещает статуи, изображающие святых и библейские  персонажи. Наряду с этим кессоны, фризы, основания пилонов, база  трона сплошь покрыты золочеными рельефами, действующими лицами их в основном  являются герои античных мифов.  Судя по тому, с какой тщательностью вырисованы эти маленькие рельефы  (ведь и • сама картина невелика — 62X91 см)- Боттичелли вкладывал в них  определенный смысл. Так, на  первом   плане,   у   ступеней,  ведущих к трону,  помещены   рельефы,   на   которых   представлены   Паллада с копьем и головой Медузы в руках, Юпитер и Антиопа, семья кентавров. Наверху, на фризе, — Вакх  и Ариадна, играющие амуры, кентавр, укрощенный амуром и идущий вслед за женщиной, и т. д.

«Клевета Апеллеса»—произведение противоречивое,   с   глубоким подтекстом, не совсем понятным современному зрителю, отделенному
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.