Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




62

бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Он вел Клевету и назывался Завистью. Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварством, а другую Обманом. За ними шло Раскаяние — женщина, одетая в погребальные одежды, которые она сама на себе рвала, а сзади нее следовала девочка, стыдливая и целомудренная, по имени Истина. Если эта история нам нравится D пересказе, то подумай только, насколько она была прелестна и очаровательна, написанная рукой Апеллеса!»34 В отличие от других произведений художника, в которых можно было лишь догадываться о связях с тем или иным источником, в «Клевете Апеллеса» мы имеем точный текст, положенный в основу картины. Наряду с Боттичелли, морально-назидательная тема «Клеветы Апеллеса» привлекла и падуанского мастера — Андреа Мантенью; но Мантенья создал рисунок— своего рода иллюстрацию к трактату, где под каждой фигурой проставлено ее имя — Клевета, Зависть, Раскаяние и т. д.

Флорентийского художника заинтересовала не только морально-этическая сторона этой истории, он поставил перед собой еще одну цель — воссоздать шедевр древней живописи, не дошедший до его времени. Он стремился передать новые для него ощущения горечи, тягостных раздумий, окружающей фальши. При сравнении композиции с описанием Лукиана видно, что Боттичелли строго следует ему, но вместе с тем по-своему воспринимает и передает античные образы.

В картину введены все действующие лица, названные у Лукиана. В правой части на возвышении установлен трон, на нем восседает неверный правитель; придерживая его с двух сторон за ослиные уши, Невежество и Подозрительность нашептывают ему лживые наветы. Повинуясь фальшивым голосам, правитель протягивает руку в сторону жертвы, но к нему самому уже тянется рука главного обвинителя— Зависти. Следуя тексту, Боттичелли создает образ тощего человека, мрачного и зловещего, в темно-коричневом одеянии с капюшоном. Чтобы показать, что именно он — наставник Клеветы, Зависть крепко обхватывает ее запястье, а Клевета, держа в одной руке факел, другой тянет за волосы невинную жертву, не сопротивляющуюся грубому насилию. Жертва — обнаженный человек, прикрытый лишь набедренной повязкой, руки его молитвенно подняты. Так же, как у Лукиана, мы видим в картине и двух женщин, олицетворяющих Коварство и Обман. Они заботливо, изящным движением, поправляют прическу Клеветы. Несколько поодаль от этой группы — Раскаяние— старуха, закутанная в черный плащ, прикрывающий верхнюю часть ее лица. Рядом со зловещей старухой стоит нагая женщина, смотрящая ввысь и указывающая перстом в небо, это — Истина.

На фигуру Истины следует обратить особое внимание, ибо она является ключом к пониманию новых эстетических представлений Боттичелли. На первый взгляд Истина почти полностью повторяет позу и тип богини любви из «Рождения Венеры». Однако при более внимательном сопоставлении этих фигур между ними обнаруживается и различие. По сравнению с Венерой, Истина более худа, угловата, пропорции ее тела вытянуты сильнее. От ее наготы, лишенной живого тепла, веет суровым аскетизмом. Вместо выражения легкой поэтической задумчивости Венеры, на лице Истины печать почти суровой отрешенности от всего окружающего; плавный контур, которым был очерчен силуэт Венеры, заменен резкой зигзагообразной линией. Былой идеал красоты художника изменился. Если своим типом Истина и восходит к Венере-целомудренной, то содержание об
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.