Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




61

язычника Аристотеля, порицавшего подобное искусство, так как оно дурно влияло на подрастающее поколение. Савонарола осуждал наготу в живописи и скульптуре тогда, когда  ею  злоупотребляли,  когда она отличалась слишком чувственным характером. В его учении на первый план ставилось духовное и оно было призвано подавить все телесное, все светское. «Вы, живописцы, поступаете нехорошо. Если бы вы знали, как я, о соблазне, который происходит от этого, вы, конечно, так не поступали бы. Вы думаете, что дева Мария была разукрашена так, как вы ее изображаете? А я вам говорю, что она одевалась, как самая бедная женщина»31. Другими словами, Савонарола хотел, чтобы то, что составляло   ценность   искусства кватроченто светское начало, непосредственное восприятие окружающего, радость жизни, полнота наблюдений, — отступило перед строгой назидательностью; для Савонаролы не существовало искусства, не служив-I шего религиозным задачам.

Среди тех, на кого призывы  монаха  произвели большое впечатление, был несомненно и Боттичелли, это доказывает поздний период его творчества. Перелом, начавшийся в его искусстве в середине 80-х годов, окончательно дает себя знать к началу 90-х. Боттичелли все более отказывается от светских сюжетов в пользу религиозных, сим-|волика его картин приобретает подчеркнуто мистический характер, на первый план выступают темы морально-этического порядка. Мысли художника заняты уже не античными мифами — прежний идеал потерял для него свою прелесть, — он задумывается над одиночеством, поруганием добродетели и истины, стремится найти какой-то новый путь для себя и своего искусства. Очевидно, именно эти настроения заставили Боттичелли в начале 90-х годов обратиться к созданию «Аллегории клеветы», или «Клеветы Апеллеса».

Дж. Вазари сообщает об этой картине следующее: «... доска его же (Боттичелли. — Т. К.) работы, принадлежащая мессеру Фабио Сеньи, флорентийскому дворянину, на которой изображена Клевета Апеллеса, прекраснее коей и быть не может. Под доской этой, которую он сам подарил Антонио Сеньи, закадычному своему другу, мы читаем ныне следующие стихи названного мессера Фабио»32.

Далее следует латинское четверостишие, которое в переводе на русский язык звучит так:

Ныне запрет я кладу: не пытайтесь, владыки земные, Лгать и вредить — говорит малая эта доска. Тот же запрет положил Апеллес и владыке Египта: Царь был — должную дань, царскую он получил.

В своем трактате о живописи Леон Баттиста Альберти рассказывает о картине Апеллеса (IV в. до н. э.), известной по описаниям Лу-киана. Лукиан сообщал, что Антифил, соперник великого греческого живописца Апеллеса, оклеветал его перед египетским царем Птоло-меем, уверив царя, что Апеллес затевает против него заговор. Однако одному из друзей Апеллеса удалось доказать невиновность художника, после чего Птоломей, полный раскаяния, вернул Апеллесу свое расположение и щедро наградил его. Размышляя об опасности, которой он подвергался, Апеллес создал знаменитую картину, показав, как возникает клевета.

Текст Лукиана, переведенный Альберти, повествует: «Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Неведением, другая— Подозрительностью. Со стороны подходила Клевета. Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам. Был там и
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.