Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




58

происходящего. Отказываясь от деталей, художник выбирает один, наиболее существенный, эпизод легенды о каждом из шести святых, окружающих трон мадонны.

С образом Иоанна Крестителя художник связывает сцену, где Саломея несет отрубленную голову Иоанна. Во всем облике Саломеи есть какая-то хищная и стремительная грация; нетрудно представить себе, что у нее та же легкая и быстрая походка, которая была присуща героиням Боттичелли в его картинах и фресках. Об этом говорит уже знакомый нам по другим произведениям художника клубящийся ритм складок. Саломея проходит на фоне красной кирпичной стены. Цвет приобретает значение крови, пролитой святым. Для усиления драматизма Боттичелли пользуется резким контрастом: рядом с маленькой головой Саломеи отрубленная голова Иоанна кажется огромной, а на лице со странно оскаленным ртом еще уловимы следы пережитого страдания.

Алтарь св. Варнавы — одно из последних произведений Боттичелли, написанных в 80-е годы XV века. На всем протяжении этого десятилетия творческая деятельность художника была чрезвычайно интенсивна, плодотворна и разнообразна. Именно в эти годы создавались фрески в Сикстинской капелле и в вилле Лемми, знаменитые картины мифологического содержания и алтарные композиции. Но как видно на примере ряда работ, в этот же период в искусстве Боттичелли намечается определенный перелом.

Первая половина 80-х годов XV столетия была временем относительного внешнего покоя в жизни Флоренции. Однако кризис продолжал распространяться. Именно в 1480 году Флоренции пришлось отказаться от строительства галер, ей так и не удалось создать свой флот, на что она надеялась после завоевания Пизы. Торговля еще сильнее пошла на убыль, производство сокращалось. В городе царила атмосфера подозрительности, недоверия, неопределенности, порожденная тиранией Медичи. Об этом еще ранее писал одному из своих друзей Франческо Бандини; он сообщал, что жизнь во Флоренции стала трудной из-за бесконечных перемен, растущей коррупции, нестойкости всего, что связано с государством. «„Рай" этот ужасен, а не желанен»,— восклицал Бандини. Такое положение дел не могло продолжаться до бесконечности, и Флоренция жила в тревожном ожидании грядущих изменений.

Будучи по-настоящему большим и чутким художником, Боттичелли не мог не уловить этого оттенка беспокойства. Его судьба тесно переплелась с судьбами родного города, который в середине 80-х годов все более стал прислушиваться к страстным проповедям доминиканского монаха фра Джироламо Савонаролы, нашедшего в городе на реке Арно благодатную почву для своих идей.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.