Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




54

Сравнение этих тондо, отделенных друг от друга небольшим промежутком времени, дает представление об изменениях, намечающихся в творчестве художника. Б «Мадонне с гранатом» исчезают какие бы то ни было признаки реального местопребывания — на смену пейзажу приходит отвлеченный нейтральный фон.

Под сиянием золотых лучей, окруженная плотным кольцом из шести ангелов, сидит мадонна с младенцем на руках. Соотношение фигур строится на диссонансе: шесть ангелов располагаются мягким полукругом, который как бы разрывает фронтально помещенная фигура мадонны. Ее пропорции настолько вытянуты, что эта тяга ввысь начинает напоминать очертания готических шпилей, рвущихся в поднебесье. В «Мадонне с гранатом» нет прежнего подчинения форме тондо заключенных в нем контуров, какое можно было отметить в «Манификат». Напротив абрис фигуры мадонны контрастирует с кругом — абрисом картины.

Здесь вновь сталкиваются привычные кватрочентистские нормы с реминисценциями' готики, не только не исчезающими со временем у Боттичелли, но проявляющимися все более отчетливо. В «Мадонне с гранатом», как и в «Манификат», руки Марии и Христа соприкасаются, поддерживая символический гранат, но кроме движения матери и ребенка нет ни одного жеста, ни одного взгляда, которые бы объединяли действующие лица. Разобщенность тем сильнее, что все ангелы смотрят в разные стороны, и единственное, что можно считать общей чертой, — странное выражение сна наяву, отмечающее все лица. При полном отсутствии пространства и интервалов между фигурами, Боттичелли за счет разных наклонов голов ангелов, то опущенных, то приподнятых, то повернутых в профиль, то в три четверти, придает сцене едва уловимое движение, словно ангелы колышутся, как пламя свечей, за спиной неподвижной мадонны.

Если Мария в «Манификат» во многом еще напоминала образы 70-х годов, то здесь мадонна приобретает черты возвышенной потусторонности, торжественности. Подобно тому, как в некоторых стихах Лоренцо Великолепного женщина, переставая быть существом во плоти и крови, превращалась в плод изысканного воображения, так и у Боттичелли все сильнее ощущается отход от простодушно-здорового начала предыдущего поколения в сторону экзальтированной духовности. «Мадонна с гранатом» трактована как благостное видение, которое позволено созерцать лишь с чувством глубокой веры.

Параллельно с многочисленными тондо Боттичелли в те же годы разрабатывает и другой тип религиозной картины — алтарный образ, получивший название «Святое собеседование». В подобных произведениях по традиции в центре изображался трон, на котором сидела мадонна с Христом, а по бокам трона размещались святые (обычно одинаковое количество фигур справа и слева). В 1485 году Боттичелли исполнил такую алтарную картину для родовой капеллы богатой купеческой семьи Барди (в церкви Св. духа)—алтарь св. духа, или, как его еще называют, «Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом»  (Берлин, Государственный музей).

В основу сюжета положена одна из глав Библии, прославляющая премудрость бога, которая сравнивается с горделиво возвышающимися растениями — кедром, кипариссм, оливками, кустами роз. Именно поэтому Боттичелли помещает фигуру перед балюстрадой, а за ней — бурно растущие маслины и кипарисы, в то время как вазы, стоящие по бокам трона, наполнены лилиями (символ чистоты), розами и оливковыми ветками. Кроны деревьев, трон, букеты роз перевиты красными лентами, на которых начертаны слова, говорящие о божественной мудрости.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.