Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




51

мимо портретного жанра: он давал ему возможность еще раз заставить зрителя проникнуться мыслью о ценности и значительности человеческой личности. Не довольствуясь только внешним сходством, Боттичелли стремился в каждой работе передать эмоциональное состояние изображенных, и в этом он наиболее близок своему великому соотечественнику Леонардо да Винчи.

Наряду с произведениями, связанными с сюжетами античной мифологии, и портретами, Боттичелли продолжал работать и над картинами религиозного содержания. Гедонистическая атмосфера Флоренции этих лет отнюдь не заставила людей забыть об их принадлежности к католической церкви и о сохранении престижа добрых христиан. Напротив, религиозные настроения очень сильно звучали в произведениях Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, и к Библии они обращались так же часто, как и к образам античной мифологии. Для Боттичелли, как и для неоплатоников, не существовало непроходимой преграды между античностью и христианством; в свои религиозные картины художник вводил те же образы и наделял их тем же настроением, что и героев произведений на темы мифологии древних.

Вскоре после приезда из Рима, одновременно с «Рождением Венеры», Боттичелли создает знаменитое «Манификат», или «Величание мадонны» (1483^ 1485 гг. Флоренция, Уффици).

Мадонна изображена на троне в окружении ангелов, с младенцем, сидящим у нее на коленях. Придерживая сына одной рукой, Мария протягивает перо к чернильнице, чтобы вписать слова в книгу, на страницах которой начертано начало величающей ее молитвы. Сцена развертывается на фоне круглого окна, что обусловливается формой тондо, выбранной художником для его картины. Тондо требует от живописца безукоризненного владения композицией, и Боттичелли, обращаясь к этой сложной форме, словно хочет продемонстрировать свое мастерство в умении разместить фигуры и сохранить между ними гармоническое равновесие. Боттичелли добивается этого следующим способом: действующие лица составляют две группы — справа Мария с Христом и ангел, слева еще четыре небесных юноши, но так как каждый из них меньше мадонны, обе части композиции кажутся симметричными. Легкий наклон тела мадонны повторяется в движении ангела, заглядывающего в книгу, и, в свою очередь, круглящийся контур обеих фигур находит подтверждение в упругом очертании самого тондо.
При этом Боттичелли воспринимает тондо не стереоскопически, не как прозрачную сферу (как это будет в дальнейшем, например, у Рафаэля в «Мадонне Альба»), а с присущим ему тяготением к плоскости, т. е. как окружность, как некое замкнутое пространство, в котором определяющим остается первый план.

Для того, чтобы все-таки дать какое-то ощущение глубины, Боттичелли прибегает к помощи пейзажа, открывающегося за окном. Это — необходимый интервал между фигурами, почти полностью заполняющими пространство. Словно затейливую гирлянду, размещает художник действующих лиц, уподобляя их пышным цветам: мадонну окружают ангелы — бескрылые юные существа, элегантная светская свита небесной владычицы. Двое из них поддерживают перед Марией книгу, над ними склоняется третий, следящий за движением руки мадонны; еще два ангела, замыкающие сцену слева и справа, поднимают над головой мадонны золотую корону, придерживая ее самыми кончиками длинных, нервных, «боттичеллиевских» пальцев. Корона сверкает под озаряющими ее сверху золотыми лучами, но наряду с этим фантастическим светом, в картине есть и другой — естественный, мягко заливающий пейзаж второго плана.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.