Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




46

риков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, — ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто — другому. Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».

Не являясь формально главными действующими лицами, члены семьи Медичи стали ими фактически, заняв первый план и отодвинув на второй мадонну с младенцем и святого Иосифа. Для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на волхвах и их свите, художник воздвигает за спиной святого семейства своего рода декорацию в виде холма, упирающегося в крышу деревянного хлева, и двух полуразрушенных каменных стен, поддерживающих ту же. крышу справа.

Когда Боттичелли писал «Поклонение волхвов», уже не было в живых ни «отца отечества» Козимо Медичи, ни его сына Пьеро. Однако художник сохранил определенную иерархию: в центре, перед младенцем, опускается на колени старик с властным строгим лицом в черных с золотом одеждах — Козимо, проложивший своей семье путь к власти над Флоренцией. На первом плане, спиной к зрителю, так что их лица видны только благодаря повороту голов, изображены Пьеро (отец Лоренцо Великолепного и Джулиано), а справа от него в белом одеянии его младший брат — Джованни Медичи.

Вазари несколько преувеличил чувство благоговейности и нежности, которыми, якобы, охвачены участники сцены. Напротив, религиозное настроение не ощущается в образах этих людей — трезвых, расчетливых, прекрасно осознающих свое место в жизни. Вазари прав в другом: представленные здесь характеры действительно разнообразны. Первым справа стоит коренастый юнош^, надменно и горделиво опирающийся на меч, — это Лоренцо Медичи, к плечу которого прильнул Анджело Полициано (Боттичелли так повернул лицо последнего, что стал невидим его косящий левый глаз). Как в жизни, так и на картине, Полициано неизменно льстиво ищет покровительства Лоренцо.

Перед коленопреклоненным Джованни Медичи выделяется фигура юноши, бледного, задумчивого, одетого в черное; его, Джулиано Медичи, брата Лоренцо, называли «принцем юности» — прозвище, неожиданно и трагически оправдавшееся, когда он в двадцать пять лет погиб во время заговора Пацци. За его спиной стоит человек иной внешности и характера — грек Аргиропулос — черноволосый, с густой бородой, он спокойно взирает на происходящее. Будучи противником тирании, Аргиропулос, тем не менее, сохранял дружеские отношения с семьей Медичи, в течение пятнадцати лет он был профессором греческого языка и философии во флорентинском университете.

Среди свиты волхвов особый интерес представляет человек лет тридцати в золотистом плаще (крайни^справа). Не обращая внимания ни на мадонну, ни на остальных присутствующих, он пристально смотрит на зрителя. Лицо его с крупными чертами нельзя назвать красивым, но оно характерно и выразительно; широкий длинный плащ придает фигуре, полной достоинства, особую монументальность. Таким изобразил себя Сандро Боттичелли.

<Поклонение волхвов» — это, с одной стороны, алтарная картина, с другой, — групповой портрет. Этот вид портрета не получил на Апеннинском полуострове такого развития, как на севере Европы. В Италии в чистом виде групповой портрет встречался редко, чаще конкретные персонажи включались в рамки религиозного произведения, как это видно на примере боттичеллиевского «Поклонения волхвов» и фресок Сикстинской капеллы.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.