Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




43

ны». О Паоле Малатеста  Гонзаго Бистиччи замечает:  «Строгость обычаев ее дома была знакома всей Италии».

Со страниц книги встает образ итальянской женщины, основными достоинствами которой считались набожность:, строгое поведение, умение выполнять домашнюю работу, словом, образ добродетельной супруги и рачительной хозяйки. Если учесть эти требования, предъявляемые к современницам художника, и вспомнить, что довольно часто на свадебных сундуках помещали фигуры добродетелей, то можно предположить, что и на фреске Боттичелли Джованну дельи Альбици одаривают четыре добродетели — Благоразумие, Стойкость, Умеренность и Справедливость. И Джованна спокойно принимает их дары, не ведая, что после свадьбы она проживет всего два года и умрет при родах в 1488 году. Но в течение этих двух лет, благодаря своей красоте, грации и приветливому нраву, она будет играть заметную роль при дворе Медичи. Ее жених Лоренцо Торнабуони считался одним из самых образованных юношей своего времени. Получив блестящее образование под руководством Полициано, он был знатоком латинской и греческой литературы, увлекался нумизматикой и помогал Лоренцо
Великолепному комплектовать коллекцию медалей. Его жизнь тоже была недолгой: в 1497 году его казнили вместе с другими сторонниками Медичи за попытку обеспечить возвращение во Флоренцию сына Лоренцо — Пьеро Медичи.

На второй фреске изображен довольно условно сад, в котором расположены полукругом семь аллегорических фигур, они олицетворяют семь свободных искусств: риторику, грамматику, диалектику, музыку, геометрию, арифметику и астрономию. Женщина в белом платье и красном плаще ведет за собой молодого флорентинца—: Лоренцо Торнабуони, — словно представляя его высокому собранию. Слева от новобрачного помещен маленький амур (от которого сохранилась лишь голова, ибо здесь, как и во многих других частях обеих росписей, живописный слой, к сожалению, утрачен).

Интересно вспомнить, что в 1485 году параллельно с Боттичелли Доменико Гирландайо написал серию фресок в церкви Санта Мария Новелла тоже по заказу Торнабуони «для прославления дома и семьи». В эпизодах из истории богоматери и Иоанна Крестителя Гирландайо изобразил членов рода Торнабуони беседующими на улице или входящими в богатый дом, чтобы поздравить мать с рождением ребенка. Гирландайо развернул перед зрителем сцены жизни представителей флорентийской знати, показал неторопливое течение событий, великолепие одежд и украшений, сдержанность поз и жестов.

Боттичелли же бесконечно далек от бытовой трактовки даже тогда, когда он имеет дело с конкретными персонажами. В отличие от Гирландайо, он стремится, в первую очередь, выразить духовные интересы людей, заменить повседневность приподнятой, несколько сказочной атмосферой, раскрыть внутреннюю значительность своих героев.

Несмотря на плохую сохранность, фрески виллы Лемми свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании Боттичелли в этом виде искусства. По сравнению с ватиканскими, росписи в Лемми (правда, гораздо меньшие по размеру и не столь многофигурные) отличаются абсолютным композиционным единством. Боттичелли так размещает персонажи и так связывает их между собой ритмом движения, что зритель без труда охватывает взглядом каждую из сцен и сразу выделяет главных действующих лиц — Джованну и Лоренцо, которым противостоят две группы: добродетели и свободные искусства.

Обилие золота, характерное для цветовой гаммы ватиканских фресок, заменяется здесь сочетанием естественных тонов, в основном светлых, подчеркивая праздничную   атмосферу  происходящего.   Каждая
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.