Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




34

эмоциональные ценности, присущие человеку и далекие от готической «взвинченности», несоизмеримой с проявлениями человеческих чувств, уводящей в сверхматериальный мир. В первой половине XV века во флорентийском искусстве встречались отзвуки средневековья, что было признаком не до конца изжитого наследия предыдущего периода. Надо иметь в виду, что в это время параллельно творчеству Мазаччо и фра Филиппо Липпи развивалась деятельность фра Андж» лико (1387—1455), во многом еще связанного с традициями готики. j Й даже у такого художника, как Паоло Учелло (1397—1475), серьезно ! занимавшегося перспективой, в ряде работ можно отметить сопри-| косновение со средневековым искусством. Теперь, во времена Ботти челли, положение меняется в связи с усиливающейся аристократиза-1 цией части флорентийского общества. Элементы мистики все чаще про-[ скальзывают в философии неоплатоников, большим успехом начинает пользоваться рыцарская поэзия («Влюбленный Роланд» Боярдо и «Моргайте» Луиджи Пульчи). Одним словом, то, что еще недавно считалось признаком архаического в искусстве — черты, идущие от готики, — становится модным и получает широкое распространение О требованиях, предъявляемых к искусству со стороны людей, близких Лоренцо, мы можем судить по письму графа Пико делла Миран-дола к Лоренцо Медичи, в котором он, разбирая стихи, присланные ему Лоренцо, сравнивает автора с Петраркой и Данте и считает, что тот и другой уступают Великолепному. Петрарка уступает Лоренцо в величии и «лишь скользит по бесполезным фразам». Данте же, по мнению графа, серьезнее, чем того требует поэзия, касается философских проблем. В отличие от Данте — продолжает Пико — в стихах Медичи сплетаются в «одну приятную игру» спокойное достоинство и веселье, а кроме того, в его произведении нет «следов хлопотливой сделанности», глубокие мысли выражены очень легко. В этой оценке звучит и неприкрытая лесть, и желание, чтобы произведение давало представление об эрудиции автора, было изящным, занимательным.

Вполне вероятно, что в «Рождении Венеры» Боттичелли не просто I воплотил античный миф, но вложил в него подтекст, связанный с мыслями неоплатоников, к среде которых принадлежал и Пико делла Ми-И ;рандола.   В   комментариях  к  Платону  Марсилио   Фичино  трактует ,миф о рождении Венеры как олицетворение души, которая благодаря божественному началу способна создать красоту.

«Душа... сама из себя создает красоту, направленную к сверхъестественным предметам. Это обращение к красоте и ее рождение в душе и есть Венера», — писал Фичино. Но нужно еще раз вспомнить, чтоИ Боттичелли отличался от этих рафинированных людей, занятых сма-И кованием поэтических строк и созданием спекулятивных философскихИ теориц, глубиной и серьезностью, с которой он подходил к сюжету.Я Для Боттичелли красота не есть способ постижения сверхматериаль-1 ного мира. У него красота превращается в чрезвычайно емкое поня-И тие, включающее все конкретное и реальное — красоту античности,Де-> возвышенную человеческую красоту, красоту процесса творчества,■ того начала, которое благодаря воле и дарованию мастера может со-^ зд^вать нов^ш мир, всегда основанный для художника XV века окружающего и все-таки непохожий на него.

В «Рождении Венеры», как и во всех прежних своих произведениях,И Боттичелли требует от зрителя обостренного эмоционального участияИ в происходящем; он далек от эпического спокойствия Пьеро деллаИ Франческо или торжественной приподнятости Мантеньи. Подобно1? «Весне», «Рождение Венеры» — произведение, предназначенное дляИ i немногих. Этот заказ не носит такого широкого общественного харак-
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.