Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




33

Венера не имеет аналогии ни с одной из фигур «Весны», но остальные действующие лица воспринимаются как вариации уже ранее созданных образов., Ним_фа напоминает Флору обилием растительных мотивов, составляющих узор платья и плаща, вокруг ее талии тоже обвивается ветвь с куста роз, а на шее — гирлянда листьев) Очевидно, нимфа не случайно так пышно украшена цветами — они имеют символическое значение, и прислуживающая Венере\нимфа воплощает Вес-ну^Пюбовь и Весна соединились вновь, как это всегда бывало в поэ^: lira, как это было в предыдущей мифологической картине Боттичелли. Нимфа заставляет вспомнить не только Флору, но и среднюю из трех граций «Весны»: пышные локоны, закрывающие виски и уши, коса, перевитая вокруг головы, и ниспадающие пряди волос — все это почти -точно повторяется в рисунке головы нимфы. Но движение иное, вместо плавного скольжения — быстрота и порывистость, с какой она поднимает приготовленный для Венеры покров.

При сравнении Зефиров из «Весны» и «Рождения Венеры» видно, что во второй композиции художник сохранил тот же облик (раздувающиеся щеки, летящие назад волосы) и обозначил животворное дыхание ветра также при помощи тонких золотых линий.уЧастерски» передан энергичный полет ветров: юноша легко поднимается над водой,[едва касаясь ее поверхности пальцами ног, затем движение крепнет, в сильном порыве переплетаются тела, крылья, плащи Зефира и прильнувшей к нему возлюбленной. Энергия, сила, страстность Зефиров еще больше оттеняют покой, плавность, .легкость Венеры, которая чуть клонится вправо от дуновения ветров; Прообразы летящих Зе-фировможно найти в античном "искусствеГ'в фигурах богини Славы, но сходство это внешнее.

Античность могла натолкнуть художника на использование отдельных черт или приемов, подсказать какую-то мысль, но то, что составляет суть любого произведения — внутренний строй, эмоциональность, образность, — всегда оставалось чисто боттичеллиевским. Более того, композиционный ритм, пропорции фигур, их постановка в пространстве несовместимы с правилами античного искусства и вызывают скорее ассоциации со средневековьем, с готикой. Так же, как в готической скульптуре, телу Венеры придан изгиб, напоминающий латинскую букву S. Исчезла крепкая устойчивая связь фигур с плоскостью, равномерное распределение силы тяжести, на смену приходит зыбкость, кажется, море сообщает всему свой колеблющийся ритм. Едва прикасается к раковине Венер-а, на кончиках пальцев, почти танцевальным движением, поднимается нимфа. В картине преобладает текучая линия, обозначающая и контуры тел, и условные гребни волн, и затейливые извивы берега, врезающегося в море. ,0Сак у мастеров средневековья, золото становится здесь одним из основных цветов. В отдельных частях произведения золото воспринимается как естественный, природный цвет предметов. Таким оно выглядит на развевающихся волосах Венеры, на краях раковины, словно тронутой ярким светом. В других местах, там где художник делает золотыми травинки под ногами нимфы или листья и стволы деревьев, этот цв£т_ превращается в плод фантазии. Интенсивное звучание золота смягчается-ровной и чуть" блеклой голубизной неба, сероватым морем; в целом картина решена в нежной и чистой гамме, подчеркивающей царящее в ней полумечтательное, полупечальное настроение^.

Причина обращения Боттичелли к готике заключалась в том, что античность не могла дать ему высокой степени эмоциональности. Изображая одну из богинь Олимпа, художник не был в состоянии проникнуться олимпийским спокойствием, и ему на помощь пришла нер-йозность готики. Однако  на  этой  основе  Боттичелли  создал  новые
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.