Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




32

Боттичелли должен был хорошо знать эти стихи, но даже если он в ка^ой-то мере исходил из строк Полщшано, значение его картины значительно шире. В ней художник воплотил свое представление окра-соте и резюмировал отношение к античности, которая стала для него образцом, помогающим в достижении собственного идеала.

В отличие от «Весны», в «Рождении Венеры» перед зрителем не та-п инственный уголок сада, замкнутый непроницаемой стеной деревьев; а открытые просторы — море, небо, земля. .Море подступает к самому краю картины; по его поверхности, покрытой мелкими чешуйкам*! волн, плывет золотисто-розовая овальная раковина, на завитке кото! рой стоит нагая Венера, рожденная, согласно греческой и римской мифологии, из морской пены. Появление богини триумфально — к ее ногам падают розы, стремительные влюбленные ветры летят в этом, облаке роз и своим дуновением направляют раковину к берегу, где золотоволосая нимфа, похожая на Флору из «Весны», приготовила; плащ, затканный цветами, чтобы накинуть его на плечи Венеры, когда она, сойдя с раковины, вступит на подвластную ей землю.

По сравнению с «Весной», вся  картина  приобрела   большую  четкость и ясность. Вместо густо орнаментированного фона, напоминающего узорчатый ковер, — легко обозримая светлая даль, и ее прозрачность как нельзя более соответствует образу самой богини. Венера утратила черты   юной  флорентинки,  какими  она  была  наделена  в   I «Весне»; здесь в ней воплощена идеальная красота, столь.безупречная и гармоничная, что Венера, несмотря на изменяющиеся в течение веков вкусы, и сегодня воспринимается как один из самых прекрасных/ женских образов, когда-либо созданных европейским искусством.

До Боттичелли полностью обнаженная женская фигура встречалась в произведениях религиозного характера, где это было необходимо с точки зрения сюжета (например, Ева в росписях капеллы Бран-каччи, у Мазаччо в «Изгнании из рая», у Мазалино в «Адаме и Еве»). От возвышенной и прекрасной наготы боттичеллиевской Венеры пролегает прямой путь к искусству Высокого Возрождения с его культом красоты человеческого тела. В наготе боттичеллиевской Венеры нет ничего чувственного, не случайно из всего многообразия типов изображения античной богини он выбрал так называемую Венеру-pudica, т. е. Венеру целомудренную, стыдливую. (К этому типу относятся такие произведения эллинистической пластики, как Капитолийская Венера, Рим; Медичейская Венера, Флоренция). Одной рукой богиня прикрывает грудь, другой — лоно. Первоначально, в античном искусстве, этот жест символизировал плодородие и наслаждение, связанные с образом Венеры. В эпоху эллинизма тот же жест стали воспринимать как выражение целомудрия, и как таковой его использовал и Боттичелли.

Венера в этой картине — окончательно сформировавшийся идеал женской красотыДкоторый лишь с небольшими изменениями постоянно будет присутствовать в произведениях художника 80-х годов. Пропорции ее тела слегка вытянуты. Маленькую голову поддерживает длинная шея, подобная тонкому стеблю с распускающимся на нем прекрасным цветком; кажется, голове трудно удерживать массу тяжелых золотистых волос, развевающихся по ветру, спадающих на плечи, струящихся вдоль тела. Удлиненное лицо, пухлые губы, чуть вздернутый нос, продолговатый разрез больших глаз, крутой, чистый лоб, высоко поднятые брови, придающие выражению лица оттенок грустного удивления, — все это воплотилось в образе Венеры и может быть отнесено к чертам, составляющим тип красоты героинь Боттичелли. S Линия, создающая контур фигуры, особенно мелодична, каждый ее изгиб призван подчеркнуть грацию, нежность, хрупкость богини.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.