Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




29

христианство и сделавший его официальной религией.  В подготовь тельном рисунке к росписи видно, что слева художник хотел изобра зить здание Колизея, но, по неизвестным нам причинам, отказался с* него в окончательном варианте.

Арка Константина — доминанта центральной сцены, развертываю' щейся на ее фоне: носители небесной власти — Аарон (в папской тиа ре), совершающий богослужение, Моисей и Елизар — стоят с одно! стороны алтаря, с другой—-неправедные жрецы, обреченные на ги бель, ибо они не были избраны богом. Согласно библейской легенд число восставших против Моисея доходило до двухсот пятидесян человек. Естественно, что Боттичелли не мог изобразить такое коли! чество действующих лиц; кроме того, ему важнее было подчеркнут! символический смысл события, и художник сократил число персона жей до пяти. Не только центральной, но и двум боковым сценам соот ветствуют архитектурные сооружения. Слева — угол здания, окод которого по знаку Моисея разверзается земля, поглощая Корея, Да фана и Абирона, а справа, на фоне античных руин, — возглавляема! Моисеем группа людей, готовая побить камнями богохульника.

В решении пространства Боттичелли дает разные точки схода пещ спективных линий  для   разных  частей   композиции — основную дл1 главной сцены  (точка схода помещается в углублении полуострова виднеющегося в проеме арки Константина) и вторую, расположеннук значительно ниже, слева; к ней идут перспективные линии от боковьи групп. Все это сделано для выделения центра композиции. Простран ство здесь мыслится как воображаемая среда, призванная подчеркнут! аллегорический смысл происходящего. «Наказание непокорных» зна чительно драматичнее двух других фресок Боттичелли. Чтобы усилит! драматизм, художник вводит преувеличенно резкие жесты и сильно! движение — кругообразное в   центре,   что   подчеркивается   rpynnoi праведных и неправедных жрецов, размещенных вокруг алтаря, и вне запно стремительное в правой части, где обреченные падают в развер зающуюся под их ногами пропасть. Сохраняя общую ясность изобра жения, в каждой отдельной сцене Боттичелли акцентирует динамик; действия, то сдержанную, то более явную.

В «Наказании непокорных» мы даже видим ряд конкретных исторй ческих лиц. Обычно персонажей, изображенных справа, за группой возглавляемой Моисеем, определяют следующим образом: мужчина повернувшийся  в  профиль   (первый справа), — Климент делла Ро вере, рядом с ним  (голова в фас)   сам   Боттичелли,   около него кардинал Борджиа, который в 1492 году становится папой Александ ром  VI   (интриги,  убийства,   разврат — неизменные    спутники   ег! правления, но на фреске он такой же спокойный и благонравный сви! детель происходящего, как и все остальные).

«Наказание непокорных» не только самая ясная и динамичная, и и самая яркая из всех ватиканских фресок Боттичелли, ибо художнш обильно использует здесь позолоту. Серый тон триумфальной арга Константина сочетается с позолотой рельефов, украшающих ее. Золотисто-желтый цвет повторяется в центральной группе, им окрашенС кадило, одежды -или часть одежд, папская тиара. Справа серые ко лонны   руин   увенчаны   блестящими   золотыми   капителями.   Серо^ золотое, синее — вот основные цвета, в которых решена эта роспись,

Иногда исследователи, говоря о монументальных работах Ботти! челли, считают эту сферу его деятельности наиболее слабой, ибо то; что было присуще искусству художника — любовь к тонкому вырази тельному контуру, филигранная отделка деталей, — все это не мог ло во фресковой живописи раскрыться с такой же силой, как в став ковых произведениях.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.