Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




26

Во всех трех фресках Боттичелли пришлось прибегнуть к единому приему: соединить ряд разновременных эпизодов в одной сцене и несколько раз повторить в ней одно и то же действующее лицо. Это было продиктовано тем, что мастера должны были вместить в каждую композицию подробный рассказ о том или ином персонаже. Подобный способ изображения, широко распространенный в искусств! Средних веков, продолжал бытовать в период кватроченто.

Фреска. «Исцеление прокаженного и искушение Христа», с которо! Боттичелли начал свою работу в Сикстинской капелле, находится на стене, отведенной повествованию о жизни Христа, но на первом пла; не художник изобразил подготовку к очистительной жертве и линп на втором — четыре эпизода, связанных с легендой о Христе. Слева Христос, окруженный ангелами, возвращается в Галилею; далее — дьяврл искушает Христа, уговаривая его превратить камни в хлеб; в центре — дьявол на крыше храма предлагает Христу все царства мира, если только он поклтаится нечистой силе; справа—; Христос! изгоняющий дьявола. Согласно Евангелию, во время искушения Христос произносит слова, свидетельствующие о признании им законов Моисея. Таким образом, и здесь проводятся параллели между Ветхим и Новым заветами. Не зная этих запутанных теологических сопоставлений, нельзя оценить трудности,  стоявшие перед художником.

Чтобы внести ясность в большую   и   многофигурную   композицию (размер каждой росписи, примерно, 345X555 см), Боттичелли выде! ляет центр фрески, поместив здесь алтарь с горящими поленьями и перед ним две фигуры — первосвященника и служки, а позади — цер| ковь Санто Спирито. Ее фасад введен в роспись не случайно: эта церковь была предметом особых забот Сикста IV, он рассматривал факт ее возведения как свой вклад в новое строительство Рима и как акт милосердия, ибо при Санто Спирито была создана больница для про-1 каженных. Не только утверждение преемственности закона Моисея,;; но и прославление Сикста IV — таков смысл данной фрески.

В сложном повествовании Боттичелли сохраняет ощущение реальности происходящего, характерное для искусства кватроченто. Сце-1 на становится еще убедительнее от того, что на первом плане, справа и слева, художник помещает портретные изображения своих современников. Около алтаря стоит кардинал Джулиано делла Ровере,м будущий папа Юлий II; через тридцать лет его образ появится в ватиканских фресках Рафаэля «Изгнание Илиодора» и «Больсенская, месса». Человек со скипетром в руках — Джироламо Риарио, при активной поддержке которого во Флоренции был организован заговор Пацци, он уже немолод — морщины легли на его лоб, поредели волосы на висках, но лицо дышит неукротимой энергией. Мы не можем назвать имена всех, кого изобразил Боттичелли, но острая индивидуальность многих лиц свидетельствует, что художник использовал вполне конкретные модели.

Однако  в  общем  решение  композиции  нельзя   назвать  удачным. Пространство не  смотрится как нечто цельное, оно распадается наИ несколько отдельных частей.  Сцены,  развертывающиеся  на  втором плане, часто служат фоном эпизодов первого плана. В центре исчезает ощущение глубины; о том, что фасад Санто Спирито не примы-|; кает вплотную к жертвеннику, можно догадаться только по стоящим; между ними людям. В ряде случаев не соблюдены масштабы: так, фигура женщины (слева за алтарем) кажется слишком маленькой по сравнению с той ношей, которую она держит на голове.

Не композиция как таковая, а ее отдельные части, фигуры и ряд очень выразительных портретов являются достижением художника. Прелестна девушка, несущая вязанку хвороста; стремительной лег-
 
Благодарим:
Сандро Боттичелли http://gallerix.ru/storeroom/1332529164/

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.