Боттичелли Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Рождество. Деталь Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Последнее причастие св. Иеронима Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески виллы Лемми под Флоренцией Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Фрески Сикстинской капеллы в Риме, Наказание левитов. Деталь Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли был одним из самых знаменитых мастеров своего времени, но по-настоящему его творчество смогли оценить лишь в конце XIX столетия.

Поиск по сайту:




25

момент не спокойного размышления, а напряженного, почти яростного вдохновения. Взор Августина устремлен за пределы видимого для простого смертного, он нервно сжимает чернильницу и, ощущая значительность предстоящего труда, медлит прикоснуться пером к странице, молитвенно прикладывая руку к груди. Его лицо с крупными чертами и руки с длинными подвижными пальцами отмечены печатью одухотворенности, которая так отличает внутренне взволнованного Августина от буднично спокойного Иеронима.

Нельзя не согласиться с оценкой, данной Вазари фреске. Боттичелли: «Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы, ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна людям, исполненным мудрости и постоянно погруженным в исследование предметов высочайших и наитруднейших» 17.

Если во фреске Гирландайо каждый предмет — не более, чем обычная вещь, иногда и не слишком уместная в келье святого, то в произведении Боттичелли все приобретает смысловое значение. Художник воспроизвел типичную обстановку комнаты для занятий, которая могла существовать в доме гуманиста XV века. Книги расставлены на полках, как-было принято в это время, так, чтобы переплет каждой из них был виден целиком. Один том открыт, и на его страницах отчетливо различимы чертежи теорем Пифагора. В круг занятий Августина зрителя вводят, помимо книг, астролябия и измерительный прибор. Августин — богослов, математик, философ, — занимавшийся исследованием трудов Платона, по духу был близок флорентийским неоплатоникам. Боттичелли стремился воплотить в Августине свое i представление о философе — человеке, живущем напряженной интеллектуальной жизнью; цельность образа невольно рождает обобщенное представление об ученом-гуманисте XV века'.

Роспись Боттичелли при сопоставлении с фреской Гирландайо выигрывает своей выразительностью и лаконизмом. Но это не мешает Боттичелли обратить внимание и на детали — матовые жемчужины на епископской митре Августина, позолоченные пряжки фолиантов, стоящих на полке. Фреска интересна и в колористическом отношении. Определяющим является золотисто-коричневый цвет плаща Августина; этот теплый цвет повторен и в блеске металла, и в ровной поверхности дерева, а фоном для фигуры служит спокойное сочетание сине-зеленых холодных тонов (стена, книга, митра и т. д.). Роспись невелика по размеру (всего 150X НО см), однако она воспринимается как истинно монументальное произведение. Эта работа Боттичелли — значительный вклад во флорентийскую фресковую живопись-XV века. ■рТосле создания «Св. Августина», в следующем году, Боттичелли приступает к выполнению несомненно почетного для него, хотя и трудного папского заказа. Сложность заключалась в самой программе росписи, предложенной художникам. На двух противоположных стенах

Сикстинской капеллы нужно было в семнадцати фресках показать жизнь Христа и Моисея и провести при этом параллель между Новым и Ветхим заветами, так как церковь воспринимала Моисея как прообраз Христа. Эпизоды из жизни Моисея должны были изображаться не хронологически, а так, чтобы они соответствовали сценам истории Христа. Весь цикл призван продемонстрировать незыблемость и авторитет папской власти и, в частности, власти Сикста IV. В комплексе росписей капеллы Боттичелли выполнил три композиции: «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Юность Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Абирона» и, помимо этого, еще семь фигур пап-мучеников из двадцати четырех, находящихся над основными сценами.
 
Благодарим:

Посвящается Сандро Боттичелли: полное собрание творчества художника.
Картины, продажа Rambler's Top100
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки на наш сайт.
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите нашу ссылку на своем сайте.